"Рождество Твое, Христе Боже наш, воссияло миру светом разума"!
В эту ночь Святая Церковь празднует Рождество, то есть рождение на земле Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Все обстоятельства, сопровождающие рождение Господа Иисуса Христа, имеют глубокое значение для нас. Об одном из них вы уже слышали: грязная пещера, наполненная навозом, нечистотами, всякими пресмыкающимися, есть образ душевного состояния человечества, в котором оно находилось во время пришествия Спасителя. Эта грязная нечистая пещера является образом нашего сердца, преисполненного всякой мерзости, свойств, принадлежащих дьяволу. Чревоугодие, гордость, тщеславие, осуждение, ненависть друг к другу, – все это свойства дьявола и все это гнездится в нашем сердце. Но милосердный Господь не возгнушался этой нечистоты и ныне не гнушается ею, приходит к нам, когда мы искренно сознаем свою нечистоту, оплакиваем ее, умоляем Господа, чтобы Он оказал нам милость, очистил нас, сделал бы грязный вертеп нашей души храмом Божиим, которым мы призваны быть по слову Апостола: «Вы храм Божий и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3:16).
Вот другое обстоятельство. Пастыри стерегли ночью свои стада. Они не спали. И когда родился Спаситель, то явился им Ангел Господень и возвестил радость великую, возвестил о рождении Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Вскоре они и сами увидели новорожденного Богомладенца. Что это значит?
Если бы мы бодрствовали над своим сердцем, над своим умом, над своими влечениями, над своего рода «стадом» наших помышлений, чувствований и т.п., как стерегли свои стада ночью пастыри, то и мы сподобились бы являения Ангелов Божиих, и Сам Господь явился бы нам. Ибо кто от всего сердца молится Господу, достойно причащается Святых Таин, тот сподобляется величайшей, непостижимой милости: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6:56), – вот что обещает Господь.
Как пастыри смотрели за овцами, должны мы следить за своими поступками, за своими словами, за своими мыслями, за своими чувствами. И как те пастыри отгоняли волков и воров, так и мы должны были бы отгонять от своего сердца всякую дурную мысль, всякое дурное чувство, всякое дурное пожелание, и насаждать только доброе. Тем мы духовно уподоблялись бы евангельским пастырям, и нам явились бы Ангелы Божии, как являются они святым угодникам, они утешали бы нас, очищали наши души, и наше сердце из грязного вертепа сделали бы храмом Божиим, в котором почил бы Дух Божий со Отцем и Сыном.
Еще одно обстоятельство – это звезда Вифлеемская. Волхвы с Востока, ожидавшие рождение Царя иудейского, увидев звезду, отправились в далекое и чрезвычайно трудное по тем временам путешествие, чтобы достигнуть новорожденного царя, поклониться Ему и принести Ему дары от чистого сердца.
Эта звезда Божия руководит и каждым христианином. Господь следит за каждым из нас. Никто не оставлен Господом. Как мать жалеет своих детей, как страдаем мы при болезни любого члена нашего тела, так Господь жалеет каждого человека, каждого грешника. И радуется Господь, и радуется все небо об обращении и спасении каждого человека. "Радость бывает на небе, – говорит Господь, – о едином грешнике кающемся» (Лк. 15:7).
Как волхвов Господь вел звездою и привел сначала в Иерусалим, а затем и к самому месту, где находился Спаситель, так и каждого из нас постепенно ведет Он ко спасению.
Если бы мы были внимательны к своей жизни, особенно к прошедшим годам, то увидели бы, как Господь промышляет о нас: о земном благополучии, если нам это полезно, и о вечном спасении нашей души.
Поэтому мы должны веровать в Господа, и со своей стороны содействовать своему спасению: благодарить Господа и за Его воплощение, и за Его страдания ради нас, и за Его постоянное промышление о нас, должны показать свою взаимную, ответную любовь к Нему исполнением Его святых заповедей.
Господь принес эту жертву, желая, чтобы мы хотя несколько оценили ее, чтобы возблагодарили Господа, показали свою ответную любовь к Нему стремлением к собственному спасению, понуждением себя к исполнению Его заповедей, или, во всяком случае, искренним покаянием, сокрушением о своих грехах, слезами о том, что мы, Господи, постоянно нарушаем Твою волю, постоянно удаляемся от Тебя, прячем от Тебя свои преступления.
Возблагодарим же Спасителя нашего, пришедшего на землю, пострадавшего за нас. Не будем роптать, когда Господь пошлет нам скорби и болезни, ибо это та наша звезда, которая ведет нас ко спасению.
В Братском храме святителя и чудотворца Николая г. Бреста вечером накануне собором духовенства прихода было совершено праздничное Всенощное бдение с литиёй и освящением хлебов.
В рождественскую полночь была совершена Божественная Литургия, которую возглавил клирик храма протоиерей Александр Гурпа. Протоиерею Александру сослужили клирики: протоиерей Валерий Грицук, иерей Алексей Рутич, протодиакон Игорь Рудько и диакон Дмитрий Грицук.
Богослужебные песнопения исполнили: праздничный хор Свято-Николаевского храма под управлением регента Масюка А. И., а также детско-юношеский хор Воскресной школы под управлением регента Дейнека А. Н.
После прочтения Евангелия протоиерей Александр Гурпа огласил Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович в сослужении клириков: протоиерея Петра Мирочника, иерея Димитрия Нагнибеды, иерея Павла Романовича, также протодиакона Михаила Манчука и диакона Максима Нагнибеды.
Литургические песнопения звучали в исполнении хора малого клироса под управлением регента А.А. Серого.
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по прочтении Евангелия огласил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
По окончании каждой из Литургий в храме был совершён праздничный рождественский молебен.