"Спаси, Господи, люди твоя...!"
27 сентября по новому стилю Православная Церковь молитвенно празднует торжество Воздвижения Креста Господня.
В Свято-Николаевском Братском храме г. Бреста накануне вечером духовенство прихода соборно совершило Всенощное бдение с литиёй. После Великого славословия был совершён вынос на центр храма и Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста. Возглавил богослужение настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
В праздничный день были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик прихода протоиерей Валерий Грицук в сослужении диакона Димитрия Грицука. Богослужебные песнопения исполнил хор малого клироса под управлением регента А. А. Серого.
Поздняя Божественная Литургия была совершена настоятелем прихода протоиереем Петром Романовичем в сослужении иерея Павла Романовича, протодиакона Игоря Рудько и протодиакона Михаила Манчука. Богослужебные песнопения звучали в исполнении праздничного хора Свято-Николаевской церкви под управлением регента А. И. Масюка, а также детско-юношеского хора воскресной школы под управлением регента А. Н. Дейнека.
По завершении каждой из Литургий в храме в этот день были произнесены пастырские назидания, и совершены молебны.
Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.
После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.
Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.
По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.
Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят ("воздвигнут" - слав.) святителем для всеобщего обозрения.