Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

newbanner

 

НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.

Опубликовано: 04.08.20
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.

В Неделю 8-ю по Пятидесятнице, 2 августа по новому стилю, Святая Церковь молитвенно вспоминает святого пророка Илию и святого преподобномученика Афанасия Брестского.

 

Жизнь Илии (точ­нее – толь­ко го­ды его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния) опи­са­на в биб­лей­ских хро­ни­каль­ных 3-й и 4-й «Кни­гах Царств» и от­ра­жа­ет ре­аль­ный ре­ли­ги­оз­ный кон­фликт то­го вре­ме­ни. Он по­яв­ля­ет­ся в ис­то­рии уже зре­лым че­ло­ве­ком, так как о его про­ис­хож­де­нии из­вест­но лишь, что он – «фе­свитя­нин из жи­те­лей га­ла­ад­ских» (3Цар.17:1). Глав­ное де­ло про­ро­ка – борь­ба за ве­ру в ис­тин­но­го Бо­га, за со­хра­не­ние нрав­ствен­ных и со­ци­аль­ных за­ко­нов Мо­и­се­е­вой ре­ли­гии, из ко­то­рой воз­рос­ло поздне́е хри­сти­ан­ство. На это ука­зы­ва­ет и са­мо тео­фор­ное имя Илия («Мой Бог – Ях­ве»).

По­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (око­ло 931 до н. э.) его бле­стя­щая мо­нар­хия раз­де­ли­лась на два со­пер­ни­ча­ю­щих цар­ства – Из­ра­иль­ское (со сто­ли­цей в Са­ма­рии) и Иудей­ское, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го остал­ся Иеру­са­лим. Вско­ре Из­ра­иль, ис­пы­ты­вав­ший куль­тур­ную экс­пан­сию со сто­ро­ны вы­со­ко­раз­ви­тых со­се­дей – Си­рии и Фини­кии, ока­зал­ся под угро­зой пол­ной утра­ты сво­ей уни­каль­ной ре­ли­ги­оз­ной са­мо­быт­но­сти. Кри­зис до­стиг апо­гея в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка до н. э., ко­гда же­ной сла­бо­ха­рак­тер­но­го ца­ря Аха­ва (874–853) ста­ла фини­ки­ян­ка Ие­за­вель, дочь тир­ско­го ца­ря-жре­ца Еф­ваала (Ит­баала). Она стре­ми­лась пол­но­стью уни­что­жить бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея и сде­лать культ сво­е­го бо­га Ва­а­ла (Бе­ла) го­судар­ствен­ной ре­ли­ги­ей Из­ра­и­ля. По при­ка­зу этой фа­на­тич­ной языч­ни­цы ал­та­ри Ях­ве бы­ли раз­ру­ше­ны, а Его слу­жи­те­ли пе­ре­би­ты.

Ва­ал – это ха­на­а­ней­ский (фини­кий­ский) бог бу­ри, до­ждя, пло­до­ро­дия и физи­че­ской по­хо­ти. Культ Ва­а­ла и его су­пру­ги Астар­ты со­про­вож­дал­ся «свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей» (при­вле­кав­шей мо­ло­дых из­ра­иль­тян), изу­вер­ства­ми и ноч­ны­ми ра­де­ни­я­ми (как у неко­то­рых сек­тан­тов) в осо­бых ро­щах, во­круг огром­ных ка­мен­ных фал­ли­че­ских изо­бра­же­ний (по ев­рей­ски мац­це́бы – «вы­со­ты», как сму­щен­но пе­ре­во­дит этот непри­стой­ный тер­мин на­ша Биб­лия). По до­ро­гам сло­ня­лись же­но­по­доб­ные язы­че­ские жре­цы, мно­гие из ко­то­рых бы­ли скоп­ца­ми, и вы­со­ки­ми го­ло­са­ми рас­пе­ва­ли рит­мич­ные гим­ны, вво­див­шие слу­ша­те­лей в экс­таз.  

В это вре­мя и по­яв­ля­ет­ся в нрав­ствен­но по­ги­ба­ю­щем Из­ра­и­ле про­рок Илия. Он без­бо­яз­нен­но пред­ре­ка­ет страш­ную за­су­ху, по­сы­ла­е­мую Бо­гом для вра­зум­ле­ния бо­го­от­ступ­ни­ков (о ней сви­де­тель­ству­ют и фини­кий­ские тек­сты). Вско­ре пе­ре­сы­ха­ют по­след­ние ис­точ­ни­ки; царь и на­род убеж­да­ют­ся в право­те слов про­ро­ка и со­гла­ша­ют­ся с пред­ло­же­ни­ем Илии устро­ить меж­ду ним и слу­жи­те­ля­ми Ва­а­ла ре­ли­ги­оз­ное со­стя­за­ние, ко­то­рое долж­но зри­мо от­крыть со­мне­ва­ю­щим­ся ис­тин­но­го Бо­га.

Царь Ахав и мно­го­чис­лен­ные из­ра­иль­тяне, со­брав­ши­е­ся у го­ры Кармил (дав­шей позднее на­зва­ние муж­ско­му и жен­ско­му ка­то­ли­че­ским ор­де­нам), на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го мо­ря, во­очию убеж­да­ют­ся в лож­но­сти Ва­а­ла. Ав­тор Кни­ги Царств не без юмо­ра опи­сы­ва­ет, как язы­че­ские жре­цы, ска­кав­шие во­круг жерт­вен­ни­ка весь день, гром­ко во­пив­шие и ко­лов­шие се­бя но­жа­ми, не смог­ли до­бить­ся от сво­е­го бо­га ни­ка­ко­го зна­ме­ния. На­про­тив, по мо­лит­ве Илии, в ко­то­рой он про­сил Бо­га явить Се­бя «в огне» и об­ра­тить серд­ца лю­дей, нис­пав­шее с небес пла­мя по­гло­ти­ло дро­ва и ле­жав­шую на них жерт­ву, – при­чём жерт­ву, обиль­но по­ли­тую во­дой, что ис­клю­ча­ло со­мне­ния в ис­тин­но­сти чу­да. На­род пал на ко­ле­ни и ка­ял­ся в сво­ем от­ступ­ни­че­стве, вос­кли­цая «Ях­ве (Гос­подь) – вот [ис­тин­ный] Бог!», а Илия тор­же­ство­вал по­бе­ду. Язы­че­ские жре­цы, раз­вра­щав­шие на­род, бы­ли каз­не­ны. Вслед за этим хлы­нул дождь, и за­су­ха от­сту­пи­ла.

Но вос­ста­нов­ле­ния ис­тин­ной ве­ры не про­изо­шло: царь Ахав вновь ока­зал­ся бес­силь­ным пе­ред яро­стью Ие­за­вель, объ­явив­шей про­ро­ка сво­им лич­ным вра­гом. «И по­сла­ла Ие­за­вель гон­ца к Илие ска­зать: Ес­ли ты – Илия, то я – Ие­за­вель; пусть то́ и то́ сде­ла­ют мне бо­ги и ещё боль­ше сде­ла­ют, ес­ли я зав­тра к это­му вре­ме­ни не сде­лаю с тво­ей ду­шой то­го, что сде­ла­но с ду­шой каж­до­го из них» (3Цар.19:2). Неумо­ли­мая в сво­ем фа­на­тиз­ме ца­ри­ца хо­чет ото­мстить за сво­их по­гиб­ших жре­цов.

Илия бе­жит к свя­щен­ной го­ре Си­най, где неко­гда Мо­и­сей по­лу­чил свои зна­ме­ни­тые За­ко­ны, а Из­ра­иль осо­знал се­бя на­ро­дом Бо­жи­им и дви­нул­ся на за­во­е­ва­ние Зем­ли обе­то­ван­ной. Про­рок в от­ча­я­нии го­во­рит Бо­гу о кра­хе сво­ей мис­сии и «неудав­шей­ся» ис­то­рии Из­ра­и­ля, ко­то­рую он сво­им сим­во­ли­че­ским со­ро­ка­днев­ным пу­тем через Си­най­скую пу­сты­ню слов­но бы хо­чет об­ра­тить вспять. «Сы­ны Из­ра­иле­вы оста­ви­ли за­вет Твой, раз­ру­ши­ли Твои жерт­вен­ни­ки и про­ро­ков Тво­их уби­ли ме­чом; остал­ся я один, но и мо­ей ду­ши ищут, чтобы от­нять её» (3Цар.19:10).

Нет, не всё по­те­ря­но, – слы­шит в от­вет Илия. Бог го­во­рит ему, что оста­лись в Из­ра­и­ле семь ты­сяч че­ло­век, «не пре­кло­нив­ших ко­ле­ни пе­ред Ва­а­лом». Он дол­жен вер­нуть­ся в стра­ну и из­брать се­бе пре­ем­ни­ка в ли­це Ели­сея, ко­то­рый и за­вер­шит на­ча­тую им борь­бу за ве­ру.

Зем­ная жизнь Илии по­сле это­го за­вер­ше­на: его плащ про­ро­ка па­да­ет у ног Ели­сея, а сам он та­ин­ствен­но ис­че­за­ет – воз­но­сит­ся на небо «в ог­нен­ной ко­лес­ни­це» (сим­вол осо­бой бо­го­из­бран­но­сти).

В биб­лей­ской тра­ди­ции Илия – один из двух вет­хо­за­вет­ных свя­тых, не уви­дев­ших смер­ти на зем­ле, но удо­сто­ен­ных рая ещё до при­хо­да Иису­са Хри­ста. По­это­му на неко­то­рых ико­нах Вос­кре­се­ния мож­но ви­деть Илию и Ено­ха у во­рот рая, встре­ча­ю­щих древ­них пра­вед­ни­ков, вы­во­ди­мых Хри­стом через взло­ман­ные во­ро­та ада.

Вто­рое яв­ле­ние на зем­ле Илии про­ис­хо­дит пе­ред при­ше­стви­ем Мес­сии, и Хри­стос сам ука­зы­ва­ет на Иоан­на Пред­те­чу как на про­ро­ка, явив­ше­го­ся пе­ред Ним «в ду­хе и си­ле Илии», но остав­ше­го­ся тра­ги­че­ски неузнан­ным. Вме­сте с Мо­и­се­ем он так­же яв­ля­ет­ся на го­ре Фа­вор во вре­мя зна­ме­на­тель­ной сце­ны Пре­об­ра­же­ния Иису­са Хри­ста. Два са­мых ав­то­ри­тет­ных че­ло­ве­ка Вет­хо­го За­ве­та оли­це­тво­ря­ют со­бой За­кон и Про­ро­ки – два пер­вых и важ­ней­ших раз­де­ла Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

В этот день Церковью вспоминается ещё один великий для белорусской земли святой - преподобномученик Афанасий Брестский. Пре­по­доб­но­му­че­ник Афа­на­сий был вы­ход­цем из пра­во­слав­ной се­мьи, воз­мож­но, при­над­ле­жав­шей к ре­мес­лен­но­му со­сло­вию. Учил­ся в Ви­лен­ской брат­ской шко­ле, по окон­ча­нии ко­то­рой стал учи­те­лем. Око­ло 1620 г. ли­тов­ский канц­лер Л. Са­пе­га на­зна­чил св. Афа­на­сия гу­вер­не­ром («ин­спек­то­ром») Яна Фа­у­сти­на Лу­бы, вы­ве­зен­но­го из Рос­сии в Поль­шу поль­ским шлях­ти­чем Бе­лин­ским, ко­то­рый пред­ста­вил его поль­ско­му пра­ви­тель­ству как сы­на Лже­д­мит­рия I и Ма­ри­ны Мни­шек (в дей­стви­тель­но­сти это был сын шлях­ти­ча Дмит­рия Лу­бы).

В 1627 г. игу­мен Свя­то-Ду­хо­ва мо­на­сты­ря Иосиф (Боб­ри­ко­вич) со­вер­шил по­стриг св. Афа­на­сия в мо­на­ше­ство. Свя­той под­ви­зал­ся в Ку­те­ин­ском ор­шан­ском и Ме­жи­гор­ском мо­на­сты­рях. В 1632 г. в Виль­но он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен на­мест­ни­ком игу­ме­на До­бой­ско­го мо­на­сты­ря под Пин­ском. Пе­ре­да­ча в 1636 г. мо­на­сты­ря иезу­и­там про­из­ве­ла силь­ное впе­чат­ле­ние на свя­то­го, имев­ше­го ви­де­ние се­ми адских ог­ней, в од­ном из ко­то­рых за пре­сле­до­ва­ние Пра­во­сла­вия му­чи­лись пап­ский нун­ций, ко­роль Си­гиз­мунд III и гет­ман Са­пе­га. По­се­лив­шись в Ку­пя­тиц­ком мо­на­сты­ре, он на­пи­сал «жа­лоб­ный лист» к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, где рас­ска­зал о при­тес­не­ни­ях, чи­ни­мых Пра­во­сла­вию со сто­ро­ны ка­то­ли­ков и уни­а­тов, и мо­лил Пре­чи­стую Де­ву о за­ступ­ни­че­стве. По­сле то­го как пись­мо бы­ло под­пи­са­но мно­ги­ми людь­ми, св. Афа­на­сий по­ло­жил его у чу­до­твор­ной Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В 1637 г. свя­той от­пра­вил­ся со­би­рать ми­ло­сты­ню на об­нов­ле­ние мо­на­стыр­ской церк­ви. Не имея вы­дан­но­го ко­ролев­ской кан­це­ля­ри­ей пас­пор­та, св. Афа­на­сий с огром­ны­ми труд­но­стя­ми су­мел до­брать­ся до Моск­вы и пе­ре­дал ца­рю Ми­ха­и­лу Фе­о­до­ро­ви­чу от­чет о сво­ем пу­те­ше­ствии, в ко­то­ром бы­ли крат­ко из­ло­же­ны об­сто­я­тель­ства, при­вед­шие его в Моск­ву, и опи­са­ны чу­де­са, слу­чив­ши­е­ся с ним во вре­мя стран­ство­ва­ния по мо­лит­вам к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це через Ее Ку­пя­тиц­кую ико­ну. Свя­той ото­слал ца­рю спи­сок с ико­ны с по­же­ла­ни­ем во­дру­зить его «на хо­ро­гви во­ен­ные в по­мно­жене пра­во­слав­ной ве­ры». По­лу­чив бо­га­тую ми­ло­сты­ню от ца­ря, 16 июля 1638 г. он вер­нул­ся в Ку­пя­тиц­кий мо­на­стырь.

В 1640 г. св. Афа­на­сий стал игу­ме­ном брест­ско­го во имя прп. Си­мео­на Столп­ни­ка мо­на­сты­ря и на­чал ак­тив­ную де­я­тель­ность по вос­ста­нов­ле­нию прав брест­ско­го пра­во­слав­но­го брат­ства и воз­вра­ще­нию за­хва­чен­ных уни­а­та­ми хра­мов, про­воз­гла­шая всю­ду, что уния с Ри­мом про­кля­та «вечне». На сей­ме в Вар­ша­ве в сен­тяб­ре 1641 г. ему уда­лось до­бить­ся от ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV под­твер­жде­ния прав брат­ства, но канц­лер и под­канц­лер от­ка­за­лись за­ве­рить ко­ролев­ский при­ви­лей пе­ча­тя­ми, без че­го он не имел за­кон­ной си­лы, по­это­му свя­той в 1643 г. сно­ва при­е­хал в Вар­ша­ву на сейм. Боль­шое впе­чат­ле­ние на него про­из­ве­ли встре­чи с недо­воль­ны­ми уни­ей го­ро­жа­на­ми, при­е­хав­ши­ми в го­род из раз­ных мест Ре­чи Поспо­ли­той. Го­лос от ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­ве­лел св. Афа­на­сию при по­мо­щи Ку­пя­тиц­ко­го об­ра­за жа­ло­вать­ся ко­ро­лю на при­тес­не­ния, чи­ни­мые пра­во­слав­ным, и при­гро­зить Бо­жи­им гне­вом за на­саж­де­ние унии. На сей­ме он вы­сту­пил с жа­ло­бой на бес­прав­ное по­ло­же­ние пра­во­слав­ных в Поль­ше и раз­дал знат­ным чле­нам сей­ма спис­ки с Ку­пя­тиц­кой ико­ны, снаб­див их тек­стом, со­дер­жав­шим тре­бо­ва­ние ис­ко­ре­нить унию и «успо­ко­ить» пра­во­слав­ную ве­ру.

При­сут­ство­вав­шие на сей­ме пра­во­слав­ные иерар­хи и на­сто­я­те­ли боль­ших мо­на­сты­рей, ко­то­рые в тя­же­лые для Церк­ви вре­ме­на бы­ли за­ня­ты ис­клю­чи­тель­но лич­ны­ми де­ла­ми (в этой свя­зи свя­той упо­ми­на­ет ар­хим. Леон­тия (Ши­ти­ка), Мсти­слав­ско­го еп. Силь­ве­ст­ра (Ко­со­ва), Пе­ре­мышль­ско­го еп. Силь­ве­ст­ра (Гуле­ви­ча) и др.), опа­са­ясь непред­ска­зу­е­мых дей­ствий св. Афа­на­сия, по­са­ди­ли его под стра­жу. Свя­той, юрод­ствуя, вы­рвал­ся из тюрь­мы на ули­цу по­чти на­гим, имея на се­бе кло­бук и па­ра­манд, из­би­вал се­бя по­со­хом и вы­кри­ки­вал про­кля­тия унии. Пра­во­слав­ные епи­ско­пы су­ди­ли его и ли­ши­ли са­на. Суд мит­ро­по­ли­чьей кон­си­сто­рии в Ки­е­ве, в дол­гом ожи­да­нии ко­то­ро­го св. Афа­на­сий на­пи­сал объ­яс­ни­тель­ную за­пис­ку на «рус­ском» и ла­ты­ни, вклю­чив в нее текст, роз­дан­ный им на сей­ме 1643 г., оправ­дал свя­то­го. Ки­ев­ский мит­ро­по­лит свт. Петр (Мо­ги­ла) вос­ста­но­вил его в сане игу­ме­на и вер­нул в Брест.

По­сле то­го как св. Афа­на­сий услы­шал го­лос от Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­веле­вав­ший ему еще раз про­сить ко­ро­ля об уни­что­же­нии унии, свя­той го­то­вил­ся вновь за­щи­щать Пра­во­сла­вие на сей­ме в 1645 г., но был аре­сто­ван в ка­че­стве за­лож­ни­ка за от­прав­лен­но­го в Моск­ву Яна Лу­бу. (Бу­дучи по де­лам брест­ско­го брат­ства в Кра­ко­ве в 1644 г., свя­той пе­ре­дал рус­ско­му по­слу пись­мо Лу­бы, неко­то­рые вы­ра­же­ния ко­то­ро­го за­ста­ви­ли рус­ское пра­ви­тель­ство воз­бу­дить де­ло о са­мо­зван­це и по­тре­бо­вать его вы­да­чи.)

Осво­бож­ден­ный по по­ве­ле­нию ко­ро­ля, свя­той был по­ме­щен в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь. По­сле смер­ти мит­ро­по­ли­та Пет­ра (Мо­ги­лы) он вер­нул­ся в Брест. Несмот­ря на то что там св. Афа­на­сий не пред­при­ни­мал ак­тив­ных дей­ствий про­тив уни­а­тов, по­сле на­ча­ла ка­зац­ко­го вос­ста­ния в 1648 г., в об­ста­нов­ке но­во­го го­не­ния на пра­во­слав­ных со смер­тью ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва, он был лож­но об­ви­нен в свя­зях с ка­за­ка­ми. Хо­тя об­ви­не­ние не под­твер­ди­лось, за кри­ти­ку унии свя­той был бро­шен в тем­ни­цу и 5 сен­тяб­ря (по дру­гой вер­сии, 20 июля) 1648 г. по­сле от­ка­за от­речь­ся от пра­во­слав­ной ве­ры под­верг­нут же­сто­кой каз­ни. В мае 1649 г. мо­на­хи Си­мео­нов­ско­го мо­на­сты­ря отыс­ка­ли остан­ки св. Афа­на­сия со сле­да­ми му­че­ний, ко­то­рые да­ли по­вод пред­по­ло­жить, что свя­той был по­хо­ро­нен за­жи­во, и сна­ча­ла пе­ре­нес­ли их в Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь, за­тем по­хо­ро­ни­ли в хра­ме во имя прп. Си­мео­на Столп­ни­ка.

По­чи­та­ние пре­по­доб­но­му­че­ни­ка на­ча­лось сра­зу по­сле его ги­бе­ли. 5 ян­ва­ря 1658 г. ар­хим. Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Ин­но­кен­тий (Ги­зель) и ар­хим. Иосиф (Нелю­бо­вич-Ту­каль­ский) пи­са­ли ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу о том, что нетлен­ные остан­ки св. Афа­на­сия по­чи­ва­ют в Бре­сте. 20 июля 1666 г. там бы­ли от­кры­ты мо­щи свя­то­го. По при­ка­зу Пет­ра I гла­ва от мо­щей бы­ла пе­ре­не­се­на в Санкт-Пе­тер­бург.

В на­ча­ле XIX в. в мо­на­сты­ре сго­рел храм Си­мео­на Столп­ни­ка и про­пал ряд бу­маг, от­но­ся­щих­ся к св. Афа­на­сию. Мед­ная ра­ка с его мо­ща­ми рас­пла­ви­лась, но свящ. С. Ли­тов­ский с при­хо­жа­на­ми отыс­кал ча­сти­цы мо­щей, и они бы­ли по­ме­ще­ны на оло­вян­ном блю­де в ал­та­ре тра­пез­ной церк­ви. В 1823 г. мо­щи бы­ли пе­ре­ло­же­ны в де­ре­вян­ный ков­чег и по­став­ле­ны в церк­ви, в 1857 г. – по­ме­ще­ны в се­реб­ря­ный по­зо­ло­чен­ный ков­чег, по­жерт­во­ван­ный Н. А. По­ли­ва­но­вым в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное ис­це­ле­ние сво­е­го сы­на по мо­лит­ве к свя­то­му. (В 1935 ков­чег был пе­ре­дан в ГИМ из Ан­ти­ре­ли­ги­оз­но­го му­зея ис­кусств в Дон­ском мо­на­сты­ре.) В 1894 г. над ков­че­гом бы­ла из­го­тов­ле­на сень с изо­бра­же­ни­ем свя­то­го. Осе­нью 1894 г. ча­сти­ца его мо­щей бы­ла по­жерт­во­ва­на в Лес­нин­ский жен­ский мо­на­стырь.

В Свято-Николаевском Братском храме г. Бреста накануне духовенство совершило воскресное Всенощное бдение с литиёй. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович. В воскресенье по обычаю были совершены ранняя и поздняя Божественные Литургии.

НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.
НЕДЕЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Святого пророка Божия Илии.