НЕДЕЛЯ 20-Я
Сегодня Господь обращался к нам с Вами словами Евангелия о богаче и Лазаре.
Как прозрачна, как понятна и, вместе с этим, как строга сегодняшняя притча. Нужно бы выделить два момента в ней. Умер богатый, который от земли, от временной жизни получил все — не только то, что она могла дать, но и то, что можно было от нее взять; взять, не поделившись ни с кем, взять с полным презрением, с полным безразличием к нуждам или к мечтам других. И он умер, над ним совершили торжественные похороны. Земля вернулась к земле, люди, которые на земле его любили, или, вернее, которые с ним были заодно, его похоронили, и этим кончилась вся его жизнь. Он стал никому больше не нужным; он ничего не мог дать, с него ничего нельзя было взять, его схоронили торжественно и окончательно.
И умер бедняк, который у порога этого богача годами сидел, укрывался, может быть, под его лестницей, надеялся, что богатый и его друзья хоть кусок хлеба ему бросят, как они бросали собакам; но он ничего от них не получил. Они были заняты собой, они были на уровне жизни, с которого не смотрят вниз, с которого не виден человек. Звери — да: те окружали бедняка, лизали его раны, утешали его своим присутствием. А в глазах богатого и бедняк, и звери были равны друг другу, только что зверям уделялось нечто, а бедняку — одно презрение и забвение. Но, как говорится в одной старой русской песне, созерцали душу его ангелы Божии; созерцали: дивились этому терпению, смирению, унижению безропотному, спокойному. И когда он умер, спустились с небес ангелы Божии, взяли душу его в свои святые руки и принесли в лоно Авраамово. На земле не было торжественных похорон, но на небесах было торжество.
Так проходит и наша жизнь между двумя этими полюсами — кто мы? Тот ли богач слепой, бесчувственный, окруженный только своими, людьми его уровня, его класса, его богатства, или принадлежим мы к тем, чей образ мы видим в Лазаре?
И второе: слова Спасителя, когда богач попросил Его послать Лазаря (снова Лазаря, богач привык, что Лазарь беден, что им можно помыкать, что его можно гнать, куда только захочешь, даже без слова благодарности, а просто под угрозой грубости) к его еще живым братьям на земле, предупредить их. И Спаситель ответил словами, которые и нам должны звучать предупреждением и призывом: Нет! У них есть Моисей — т.е. величайший законодатель Израиля, провозгласивший закон от Самого Бога, закон жизни; у них есть пророки (пророк — это человек, который от Бога говорит, Его именем, потому что, как Священное Писание говорит: пророк, это человек, с которым Бог делится Своими мыслями). У них есть Моисей, у них есть пророки, — пусть их послушают...
Не относится ли это к нам? Как часто, в молитве ли, во всей нашей внутренней и внешней жизни хотели бы мы, чтобы прозвучало нам лично, только мне какое-то животворное слово от Бога , слово, от которого я не могу отвернуться, потому что оно обращено только ко мне и входит в мою жизнь не как общее провозглашение истины, всем доступное, а как чудо, врывающееся в мою жизнь и от которого нельзя отвернуться. И Господь нам говорит: У вас все Евангелие — не только Моисей и пророки, не только Ветхий Завет, не только древнее законодательство, но живое слово, не от Бога только, но слово Самого Бога, пришедшего на землю. Исполните то, что вам уже сказано, исполните то, что Я вам сказал и чем Я открыл пред вами путь жизни. И когда вы это исполните или хоть начнёте исполнять доброй совестью, всем умом, всем сердцем, всей жизнью, тогда новое слово вас достигнет, или вернее: Дух Святой откроет неведомые в данное время вам глубины этого Божьего слова, провозглашенного Мной. А если вы этому не подчинитесь, если не прислушаетесь к этому слову, то, если и воскреснет кто из мертвых, вы ему не поверите.
Так случилось с людьми Ветхого Завета, когда воскрес Господь. Отвергли Его, отвергли Его свидетельство, отмели Его заповедь, сказав: Нет! Мы прислушиваемся к иному. И перед нами стоит тот же вопрос: воскрес Господь, случилось величайшее чудо. Бог вошел в жизнь плотью и вознес нас на небо, — и мы все же колеблемся: прислушаться ли к Его слову, исполнить ли это животворное слово?
Подумаем о богаче и о Лазаре, подумаем о предупреждении Христа: исполните то, что вам уже доступно, и откроется то, что еще недоступно вам. И тогда Воскресение Христово, жизнь, крест, победа станут наши, как опыт жизни — больше того: как сама вечная Божественная жизнь, бьющая ключом в наших сердцах, просвещающая умы, делающая нас самих потоком жизни вечной для других.
В Свято-Николаевском братском храме г. Бреста накануне Недели 20-й по Пятидесятнице духовенством было совершено воскресное Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
В воскресенье были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик прихода протоиерей Пётр Мирочник в сослужении протодиакона Игоря Рудько. Богослужебные песнопения исполнил хор малого клироса под управлением регента А. Н. Дейнека.
Поздняя Божественная Литургия была совершена клириком прихода иереем Павлом Романовичем при сослужении протодиакона Михаила Манчука . Литургические песнопения исполнил праздничный хор Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка.
В завершение воскресного богослужения по окончании каждой из Литургий и пастырских поучений на воскресное евангельское чтение в храме были совершены молебны.