НЕДЕЛЯ 18-Я
В Свято-Николаевском братском храме г. Бреста накануне Недели 18-й по Пятидесятнице духовенство соборно совершило воскресное Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
В воскресный день, 20 октября, клирик храма протоиерей Пётр Мирочник в сослужении протодиакона Игоря Рудько совершил раннюю Божественную Литургию. Богослужебные песнопения звучали в исполнении детско-юношеского хора Воскресной школы при Свято-Николаевском храме под управлением регента А. Н. Дейнека.
Поздняя Божественная Литургия была совершена клириком храма протоиереем Валерием Грицуком в сослужении протодиакона Михаила Манчука. За богослужением молился настоятель прихода протоиерей Пётр Романович. Литургические песнопения исполнил праздничный хор Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка.
Евангельское чтение сегодняшней Литургии открывает нам меру милосердия Божьего и повествует о том, как Иисус Христос шёл из Капернаума в город Наин, окружённый, как это часто бывало, множеством народа. И как было этому множеству не окружать Спасителя, когда только что на глазах у них в Капернауме было явлено Спасителем столько Божественной, чудотворящей, чудодейственной силы: только что в Капернауме был исцелён слуга сотника, только что была исцелена жена, кровоточивая так долго и не получавшая исцеления, и только дотронувшись до одежды Христа, тотчас его получившая... А сколько они слышали от Иисуса Христа в Капернауме! Кончно, это множество не хотело Его оставлять и шло за Ним. Так они дошли до города Наина.
У ворот этого города им встретилась похоронная процессия, как вы слышали в сегодняшнем Евангелии. Хоронили единственного сына одной вдовы. Легко себе представить, в каком горе она шла. Спаситель остановил процессию, сжалившись над этой женщиной, и сказал ей: «Не плачь!» Потом подошёл к носилкам и сказал: «Юноша! Встань!» И мертвый... встал, ожил, он был возвращен к жизни.
Вот она, сила Христова, воскрешающая и мертвые тела. Но эта сила Христова также воскрешает и мёртвые души — и мёртвые тела, и мёртвые души людей! Там, где сила Христова действует, там нет смерти! Иисус Христос — победитель смерти. «Аз есмь, — говорит Он Сам, — воскресение и жизнь.» И Его любимый ученик — апостол Иоанн — так много говорил именно о том, что сила Христова воскрешает людей, воскрешает и их тела, и души.
Прекрасные размышления об этом евангельском повествовании излагает нам блаженный Феофилакт Болгарский, который говорит: "Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, — чтобы мы познали, что тело Его есть тело жизни. Поелику плоть Его была собственною плотию Слова, животворящего всё, посему и сама животворит и разрушает смерть и тление. «Мертвый поднявшись сел и стал говорить» , дабы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить. — Под вдовою можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын её — ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума — тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб, почему некоторые и называли его, то есть гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?"
Не было в истории Ветхого Завета подобных ситуаций, чтобы человек своей властью, своим словом воскрешал умерших. Юноша поднимается и начинает говорить. Как повествует далее евангелист, великий страх объял всех, все славили Бога и благодарили за то, что восстал великий пророк.
Вывод из сегодняшнего евангельского чтения мы должны сделать очень простой – Господь особенно близок к нам не тогда, когда нам комфортно, не тогда, когда в нашей жизни, в общем-то, нет острой нужды в его активном участии. А именно тогда, когда, казалось бы, происходит непоправимое, когда человек в своей жизненной истории утыкается в тупик и понимает, что выхода, в общем-то, не может быть в принципе.
И в этот момент, когда душа открывается и становится способной принять действие Божие, в этот самый момент приходит Господь, изменяет ситуацию таким образом, что нам порой трудно это представить.