Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

newbanner

 

НЕДЕЛЯ 37-Я

Опубликовано: 10.02.19
НЕДЕЛЯ 37-Я

В нынешнем году в Неделю 37-ю по Пятидесятнице Церковь предлагает нам евангельское чтение о мытаре Закхее  (Лк.19:1-10).  Эта удивтельная история об­ра­ще­ния Зак­хея в ре­зуль­та­те встре­чи со Спа­си­те­лем яв­ля­ет нам при­мер под­лин­но­го ду­хов­но­го пе­ре­рож­де­ния. Все его счи­та­ли греш­ни­ком и пар­ши­вой ов­цой. С осо­бой мно­го­зна­чи­тель­но­стью мы­та­рей и блуд­ниц на­зы­ва­ли сло­вом «греш­ни­ки». Имя Зак­хей озна­ча­ет «чи­стый» и зву­чит как-то осо­бен­но неле­по в со­че­та­нии с са­мой омер­зи­тель­ной про­фес­си­ей в иудей­ском ми­ре то­го вре­ме­ни.

 

Еван­ге­лие со­об­ща­ет: «Зак­хей хо­тел по­смот­реть, кто же это Иисус…» Про­стое лю­бо­пыт­ство? Но, от­верг­ну­тый все­ми, он, несо­мнен­но, ис­пы­ты­вал бо­лее силь­ное чув­ство: его ду­ша стра­да­ла от жаж­ды, ко­то­рую ни­кто не мог уто­лить. К ко­му пой­ти? Книж­ни­ки и фа­ри­сеи от­но­си­лись к нему с пре­зре­ни­ем, лю­ди по­во­ра­чи­ва­лись к нему спи­ной, как толь­ко он при­бли­жал­ся. На­вер­ня­ка он мно­го слы­шал об Иису­се из На­за­ре­та, на­при­мер, от та­ких же об­ра­тив­ших­ся греш­ни­ков: «Этот че­ло­век – друг мы­та­рей и блуд­ниц, бо­лее то­го ска­жу те­бе: Он – их Спа­си­тель. В Нем есть си­ла, спо­соб­ная вер­нуть к жиз­ни и на­ста­вить на пря­мой путь. Он сде­лал это со мной». Та­кие сви­де­тель­ства мог­ли на­столь­ко по­ра­зить Зак­хея, что ему хо­те­лось во что бы то ни ста­ло уви­деть Иису­са.

При­ро­да не ви­но­ва­та, но для же­лан­ной встре­чи име­ет­ся се­рьез­ное пре­пят­ствие. Зак­хей был важ­ным че­ло­ве­ком в кор­по­ра­ции мы­та­рей, но не вы­шел ро­стом, и ему ни­как не под­нять­ся над тол­пой, ко­то­рая со всех сто­рон тес­нит Иису­са. За­ду­ма­ем­ся при этом: раз­ве мы са­ми не яв­ля­ем­ся ду­хов­ны­ми кар­ли­ка­ми в те мо­мен­ты, ко­гда нам не хва­та­ет си­лы ха­рак­те­ра, ис­крен­но­сти, ве­ры для то­го, чтобы сле­до­вать за Хри­стом?

Дру­гое пре­пят­ствие, ко­то­рое не поз­во­ля­ло Зак­хею вой­ти в Цар­ство Бо­жие, бы­ло свя­за­но с его слу­жеб­ным по­ло­же­ни­ем. Лю­ди нена­ви­де­ли мы­та­рей. Во-пер­вых, те со­сто­я­ли на служ­бе у рим­ских ок­ку­па­ци­он­ных вла­стей, то есть счи­та­лись пре­да­те­ля­ми, а Зак­хей был глав­ным из них. Во-вто­рых, как и боль­шин­ство его кол­лег, он на­вер­ня­ка за­ни­мал­ся ма­хи­на­ци­я­ми, за­ме­тал сле­ды, не гну­шал­ся на­си­ли­ем, чтобы вы­тря­сти день­ги из бед­ных, и не стес­нял­ся за­брать то, что ему при­гля­ну­лось. Для лю­дей эти вы­мо­га­тель­ства бы­ли му­чи­тель­нее са­мих на­ло­гов, по­это­му его нена­ви­де­ли как во­ра и раз­бой­ни­ка. На­ко­нец, он был бо­гат: а, как из­вест­но, невоз­мож­но од­новре­мен­но лю­бить Бо­га и маммону.

Но его жаж­да уви­деть Иису­са бы­ла силь­нее всех пре­пят­ствий. Пре­не­бре­гая сво­им ав­то­ри­те­том, на­чаль­ник на­ло­го­вой служ­бы Иери­хо­на, как маль­чиш­ка, за­ле­за­ет на де­ре­во в ожи­да­нии Спа­си­те­ля. Кто во­ис­ти­ну же­ла­ет быть со Хри­стом, ра­но или позд­но пре­одоле­ва­ет всё и на­хо­дит свою смо­ков­ни­цу, чтобы воз­вы­сить­ся над тол­пой и уви­деть Бо­га.

Ни­ка­кие уси­лия не оста­ют­ся тщет­ны­ми. Гос­подь уме­ет най­ти тех, кто ищет Его, да­же в са­мых неожи­дан­ных ме­стах: Он на­шел Мат­фея на мыт­ни­це, На­фа­наи­ла под смо­ков­ни­цей, са­ма­рян­ку у ко­лод­ца, раз­бой­ни­ка на кре­сте.

В гу­стой лист­ве смо­ков­ни­цы Зак­хей устро­ил­ся как в за­са­де: он ви­дит Иису­са, но уви­дит ли Он его? Несо­мнен­но! Очи Гос­по­да обо­зре­ва­ют всю зем­лю, чтобы укре­пить тех, чье серд­це все­це­ло при­над­ле­жит Ему (2Пар.16:9).

Зак­хей при­вык к то­му, что все смот­рят на него с от­вра­ще­ни­ем, – он на­все­гда от­лу­чен от на­ро­да Бо­жия… Во взгля­де Иису­са он впер­вые уви­дел нечто со­вер­шен­но иное. В нем не бы­ло ни те­ни осуж­де­ния, ни те­ни озлоб­ле­ния. Этот взгляд был ис­пол­нен лас­ки, изум­ле­ния и све­та. Зак­хей оста­ет­ся по­ка са­мим со­бой: по­те­рян­ный че­ло­век, жал­кий пре­да­тель. Пусть так, но от это­го Бог его не лю­бит мень­ше, ибо Отец Небес­ный оди­на­ко­во при­ни­ма­ет и пра­вед­ни­ка, и зло­дея.

Вне­зап­но неизъ­яс­ни­мый мир и ли­ко­ва­ние на­пол­ня­ют ду­шу Зак­хея. Он не ве­рит сво­им гла­зам. Все про­ис­хо­дит на­столь­ко стре­ми­тель­но, что он не успе­ва­ет да­же про­из­не­сти сло­ва са­мо­об­ли­че­ния или рас­ка­я­ния. Тол­па то­же не ве­рит сво­им гла­зам; окру­жа­ю­щие изум­ле­ны еще боль­ше, чем сам Зак­хей. Что же про­изой­дет те­перь? Иисус не бо­ит­ся ском­про­ме­ти­ро­вать Се­бя об­ще­ни­ем с от­вер­жен­ным. Бо­лее то­го, Он зо­вет его по име­ни, как буд­то не Зак­хей ис­кал ви­деть Иису­са, а Гос­подь ис­кал встре­чи с этим че­ло­ве­ком, взгро­моз­див­шим­ся на смо­ков­ни­цу.

Спа­си­тель то­ро­пит: «Сле­зай ско­рее!» Наш грех – как вы­со­кое де­ре­во. Гос­подь зо­вет каж­до­го, кто пря­чет­ся сре­ди за­ро­с­лей обид, со­мне­ний, гор­ды­ни и лю­бо­го нече­стия. Греш­ник, по­доб­но Зак­хею, дол­жен спу­стить­ся для то­го, чтобы Бог его смог воз­вы­сить до пра­вед­но­сти. Сво­ей лю­бо­вью Гос­подь сми­ря­ет, не уни­жая, и воз­но­сит, не ис­ку­шая гор­ды­ней. Под­лин­ное по­ка­я­ние про­ис­хо­дит от встре­чи с этой вне­зап­ной лю­бо­вью, ко­то­рая вы­зы­ва­ет со­жа­ле­ние об ошиб­ках про­шлой жиз­ни и воз­вы­ша­ет к жиз­ни но­вой. Ко­гда Свя­той вхо­дит в дом мы­та­ря, грех от­ту­да вы­хо­дит на­все­гда.

В храме святителя и чудотворца Николая г. Бреста накануне духовенством было соборно совершено Всенощное бдение. Божественную Литургию в воскресный день совершил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович в сослужении протодиакона михаила Манчука. По окончании Литургии протоиерей Пётр обратился к молящимся со словом пастырского назидания и поздравил их с воскресным днём.

НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я
НЕДЕЛЯ 37-Я