Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу.
Сегодня мы – в преддверии страстных дней. В начале Поста мы слышали о его смысле и значении; о том, что Пост должен быть для человека временем, когда он себя ограничивает во всём, что не существенно нужно и необходимо, ограничивает себя так, чтобы заставить себя стать перед лицом единственных подлинных ценностей, своей собственной совести, правды человеческой и правды Божией; но что, кроме этого, наше ограничение себя во всем ненужном, во всем излишнем должно принести пользу и радость другим людям.
И вот сейчас время подвести этому итог. Ограничить мы себя могли, каждый, во многом излишнем; и вот пусть каждый перед своей совестью ответит: в чем он себя ограничил, и насколько он ограничил себя? Сколько он излишества себе позволил, и сколько он себя сдержал?
И затем поставим перед собой вопрос: кому это воздержание наше пошло на пользу, для кого это время нашего воздержания оказалось временем радости и помощи? Вот встаньте перед лицом своей совести и ответьте: воздержались ли вы ради спасения своей души, и принесло ли ваше воздержание кому-нибудь хоть крупицу радости и добра? А если нет – напрасен был пост; напрасно все эти дни, все эти недели мы вспоминали о том, как восходит Христос в Иерусалим умирать, страдать – потому что другие люди страдают и умирают, тогда как некоторые живут в излишке.
Теперь мы вступаем во дни страстей Господних. В течение первых трех дней мы должны собрать с Евангелия, которое будет читаться, все, что мы можем собрать, всю правду, которая когда-либо проникла в нашу душу. Но когда чтения дойдут до Великой среды, когда мы встанем перед лицом действительных событий Страстной, – забудем себя: поздно тогда вспоминать! и станем перед лицом того, что происходит. И пусть эти события нас бьют и судят, и выправляют, и куют, как молот кует железо. Не защищайтесь от того, что вы услышите и увидите, не защищайтесь красотой церковной и умиротворенностью вне церкви против того, что происходит в эти дни: как человека загнали, замучили и убили – потому что мы все такие же, как те толпы, которые окружали Христа. Станем перед лицом и этой правды; произнесем над собой суд, и тогда, может быть, дрогнет в нас что-нибудь не на мгновение, а навсегда; и из этой Страстной, может быть, мы выйдем сколько-то более истинными людьми, обновленными по образу Того, Кто умер в эти дни.
Митрополит Сурожский Антоний
В Братском храме святителя и чудотворца Николая г. Бреста праздничное торжество началось накануне, 27 апреля, совершением Всенощного бдения с литиёй. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович. По 50-м псалме на утрени согласно богослужебному Уставу была прочитана молитва на освящение ваий с последующим окроплением их святой водой.
В воскресенье, 28 апреля, были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик храма протоиерей Александр Гурпа в сослужении диакона Максима Нагнибеды. Богослужебные песнопения исполнил хор малого клироса под управлением регента А. Н. Дейнека.
Поздняя Божественная Литургия была совершена настоятелем прихода протоиереем Петром Романовичем при сослужении протодиакона Михаила Манчука и диакона Димитрия Грицука. Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка.
В завершение праздничного богослужения по окончании каждой из Литургий и пастырских поучений на воскресное евангельское чтение в храме были совершены молебны.