По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Свт. Васи́лия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379)
В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию.
Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», – говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни – «инде», через ограду, другие – через дверь. Двор овчий – не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников.
Господь предлагает образ христианской жизни, который есть, прежде всего, образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца.
«А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям – «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, – истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его – это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей – все труды святителя Василия Великого.
Пастырь зовет Своих овец по имени и выводит их. «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Подлинно верующий – это тот, кто слушает голос Господа и следует за Ним. Слово «слушать» повторяется около шестидесяти раз в Евангелии от Иоанна. Христос – Слово, Глагол, Откровение. Он открывает внимательному слуху любящих Его то, что Он слышал от Отца. Слушая это сегодняшнее Евангелие, слышим ли мы, каждый из нас, голос Христа? Сколько времени посвящаем мы подлинному слушанию Слова Божия, голоса Любви и Истины? Часто ли взываем при этом к имени Иисусову с тем поклонением, которое должно приноситься Ему от всех – небесных, земных и преисподних? Внимаем ли проповеди истинных пастырей, таких, как святитель Василий Великий, которые по дару благодати стали воистину Христовыми устами, потому что дверью вошли в жизнь?
Сию притчу Христос сказал фарисеям, но они не поняли, что Он хотел им сказать. Они не поняли, потому что не хотели понять. Потому что в слепоте своей мнили себя знающими истину. Фарисеи – это во все времена те, кто хотят быть вождями других, но от которых овцы бегут, потому что они недобрые пастыри, воры и разбойники. Вот почему Господь повторяет им: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их». Не эти ли слова вдохновили святителя Василия Великого в его сражении против нечестивого Ария? Если Христос – только творение, только человек, Его претензии, действительно, более чем чрезмерны. Как может Он представлять Себя единственным Пастырем человечества? «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». Человек, говорящий такое, либо безумец, либо Он на самом деле носитель истины, Сам – Истина, все на свете меняющая, не сравнимая ни с чем, что знало до сих пор человечество.
В двадцать первом веке мы все слишком хорошо знаем, что люди могут следовать за другими учителями и вождями, многие из которых изображают из себя «спасителей человечества». Но Христос предупреждает нас со всею серьезностью: вас обкрадут, убьют и погубят. Все составители прекрасных обещаний и программ – воры и разбойники. Подобное утверждение Христа не может не шокировать современное сознание, приученное к толерантности и плюрализму. Кто этот Человек, дерзающий говорить с такой уверенностью и претендовать на абсолютную исключительность? Что обещает Он нам – в отличие от всех других?
«Аз есмь дверь». Господь говорит, что Он – дверь, единственная дверь. В других Евангелиях мы уже слышали этот образ двери – узких врат, ведущих в Царство. Но здесь слова Спасителя обретают более глубокий смысл – тот, о котором Он скоро скажет: «Аз есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6). Мы помним в Священном Писании, еще в Ветхом Завете, этот таинственный образ – «врата небесные» (Быт.28,17) – откровение Иакову о Божией Матери и Спасителе. Врата Иерусалима описаны у пророка Исаии как вход в место мира, правды, в дом Господень. «Кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет и пажить найдет». Христос – переход, Пасха, дверь, открывающая доступ к новой жизни.
Чтобы лучше понять то, что предлагает нам Господь, мы должны глубоко осознать, что человечество заключено в замкнутое пространство. Мы живем как бы «при закрытых дверях», как сказал современный философ. Даже не знающий истины мыслитель порою точно обозначает ситуацию, в которой оказывается человек без Бога. Уместно вспомнить здесь, что святитель Василий Великий именно в этом смысле советовал юношам знакомиться с сочинениями выдающихся языческих писателей. Да, человечество является как бы пленником безжалостного, ничем не разрываемого круга, например такого: работа, метро, сон – и завтра все сначала. Неужели горизонт человека замыкается в этом узком пределе? Неужели человечество приговорено ходить по этому кругу в ожидании последнего крушения – будь это цунами в масштабе всей планеты или все истребляющий, неизвестного происхождения, огонь? Существует ли выход для человека?
Именно здесь является в нашу жизнь Христос и говорит нам, что Он – дверь, что Он – выход. Образ, который Он предлагает, – образ свободы: «Вы войдете и выйдете». Вы найдете пажить – это образ жизни и свежести. Эта таинственная дверь ведет туда, где чистый воздух, где зелень пастбищ, залитых солнцем. Христос говорит нам, что человечество не должно быть отчаянно замкнуто на себе. Перед ним открывается бесконечное пространство – жизнь впереди. Чудо, по слову святителя Василия Великого, заключается в том, что Бог предлагает Свое собственное пространство для человека. Неужели мы не воспользуемся возможностью войти в эту дверь, в надежде вдохнуть, наконец, полной грудью? От каждого из нас зависит, чтобы эта дверь, открытая в бесконечность, не открылась для нас только в последний день – день нашей смерти. Эта дверь открыта туда, где Бог, – и Христос зовет войти в нее сейчас...
В Братском храме святителя и чудотворца Николая в г. Бресте накануне праздника было соборно совершено Всенощное бдение с литиёй. Богослужение возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
Божественную Литургию в день праздника совершил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович в сослужении клириков: иерея Павла Романовича, протодиакона Михаила Манчука и диакона Максима Нагнибеды. Богослужебные песнопения исполнили праздничный хор Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка и хор малого клироса под управлением регента А. А. Серого.
По запричастном стихе иерей Павел Романович обратился к молящимся с пастырским наставлением.
После Божественной Литургии в храме духовенством соборно был совершён Чин молебного пения на Новолетие.