Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

История Братского Свято-Николаевского храма города Бреста

Возникновение и становление Братского Свято-Николаевского прихода города Бреста связано с деятельностью Православного Николаевского Братства, возрожденного в 1867 году стараниями настоятеля Брестского Симеоновского собора протоиерея Василия Серно-Соловьевича. Устав возрожденного Братства 30 октября 1867 года был утвержден первым викарием Литовской епархии епископом Ковенским Александром (Добрыниным). С самого начала своего существования Братство занималось активной народно-просветительской и социально-благотворительной деятельностью. На третий год своего существования, в 1870 году братчики стали хлопотать о построении собственного братского храма.

В 1871 году по просьбе Николаевского Братства архиепископ Виленский и Литовский Макарий (Булгаков) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о выделении денег на постройку в Брест-Литовске братской каменной церкви. Но, к великому сожалению, хлопоты правящего архиерея не увенчались успехом. Тем не менее, в 1872 году брестский мещанин и братчик Николай Иванович Лигорович безвозмездно предоставил свой собственный дом на 10 лет для приспособления его под временную церковь. Данное предложение было воспринято с радостью и воодушевлением, hist 1и Совет Братства приступил к устройству временного храма в предоставленном доме. В день памяти святителя Николая Чудотворца 19 декабря 1873 года временный храм был освящен. Но братчики не остановились на достигнутом, продолжив свои старания с целью построить полноценную церковь. После многих трудов и затраченных сил, 21 декабря 1885 года деревянная Братская Свято-Николаевская церковь была освящена.

Десять лет город украшал прекрасный храм. Но во время страшного пожара, бушевавшего в городе, 4 мая 1895 года деревянная Братская церковь сгорела. Стараниями жителей города почти все имущество церкви было спасено, за исключением большей части богослужебных книг и двух колоколов, слившихся в бесформенную массу. Но во время пожара не обошлось и без Божией милости: чудесным образом в пламени уцелела икона святителя Николая Мир-Ликийского, небесного покровителя храма. Уничтожение церкви было великой потерей для братчиков и прихожан, столько сил положивших на её постройку.

В том же году братчиками было решено приступить к сооружению нового каменного храма, на что и начался сбор необходимых средств. Для совершения богослужений после пожара была построена небольшая временная церковь. В 1902 году указом Святейшего Синода был открыт самостоятельный Свято-Николаевский приход, первым настоятелем которого с декабря 1902 года был назначен священник Сергий Товаров, председатель Николаевского Братства, возглавлявший Строительный комитет, курирующий возведение храма. Только 22 мая 1903 года епископом Гродненским и Брестским Иоакимом (Левицким) была совершена закладка нового братского храма. Вскоре после этого, в 1904 году на погосте была построена каменная часовня, в которой также принимались пожертвования.

Возведение нового каменного храма было начато в 1903 году и завершено в 1906 году. 23 декабря 1906 года храм был торжественно освящен епископом Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым). hist 2На строительные работы была израсходована сумма в 72.000 рублей, из них 25.000 рублей пожертвовал Святейший Синод. Остальные деньги собрало Братство, прихожане, благотворители и неизвестные жертвователи. Посильную лепту в возведение храма внесли моряки – выходцы из Брестчины, участники русско-японской войны 1904-1905 гг. Согласно преданию, недостающую сумму внес сам император Николай II, который также передал список имён погибших моряков для постоянного поминовения. Возведению храма способствовал и бывший Гродненский губернатор, председатель Совета Министров Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин.

Храм выполнен в русско-византийском архитектурном стиле с элементами московского церковного зодчества XVII века. Кроме главного престола во имя святителя Николая, в нем имелось два придела: в честь святого апостола Иакова Алфеева и во имя святой великомученицы Варвары. Иконостасы для них были пожертвованы известным в Привислинском крае щедрым благотворителем, московским протоиереем Николаем Копьевым.

Свято-Николаевскийй приход и Николаевское Братство занимались активной благотворительной деятельностью. Их усилиями в Брест-Литовске в 1909 году был открыт детский Софийский приют, столовая для малоимущих и ночлежный дом для нуждающихся, где также призревали бездомных инвалидов и оказывали помощь нищим. Благотворительный отдел братства организовал медицинское обслуживание бедняков.

Занималось Братство и активной просветительской деятельностью. Ярким подтверждением этого являются школы, существовавшие при Братском храме: школа грамоты (до 1899 года), женская двухклассная церковно-приходская школа (с 1899 г. по 1915 г.) и приютская одноклассная школа (с 1911 г. по 1915 г.). При этом на протяжении многих лет женская двухклассная школа, благодаря своим учителям, и в частности старшей учительнице Марии Игнатьевне Радзиминович, отмечалась в числе лучших церковно-приходских школ.

Нормальное течение церковной и общественной жизни было нарушено началом Первой мировой войны. На военные нужды была ориентирована и hist 3социально-благотворительная деятельность Братского прихода. Беженцам бесплатно выдавались обеды в братской столовой, а в Софийский приют стали принимать детей призванных на войну солдат. В связи с приближением немецких войск к Брест-Литовску, была объявлена массовая эвакуация населения в центральные губернии Российской империи, а в городе применена тактика «выжженной земли». Как результат этого – практически полное разрушение преуспевающего уездного городка. По Божией милости Братская Свято-Николаевская церковь и окружающие ее строения не пострадали от огня. Во время эвакуации Брест-Литовск покинуло и все приходское духовенство, а также из храмов были вывезены святыни, наиболее ценные предметы, иконы, церковная утварь и метрические книги. Иконостасы Братского храма остались нетронутыми.

Занявшие в августе 1915 года город немецкие войска церковь не осквернили, не превратили, как это наблюдалось в иных местах, в конюшню, hist 4склад или казармы. После незначительной внутренней перестановки, она была приспособлена под гарнизонный храм немецких солдат-пехотинцев, и носила название «BlaueKirche» или «RussischeKirche». В храме были поставлены лавочки и стулья, на солее перед царскими вратами установлен престол, а между центральным и правым боковым иконостасом было размещено в киоте изображение «Сикстинской Мадонны» работы Рафаэля. Братский храм особенно понравился немецкому командованию, чему подтверждением служит большое количество выпущенных открыток и фотографий.

С окончанием войны и выводом из Бреста в феврале 1919 года немецких войск, начала возрождаться hist 5церковная жизнь, а в город стали возвращаться беженцы. Исполняющим обязанности настоятеля Братской Свято-Николаевской церкви был назначен прибывший в это время в Брест-Литовск иеросхимонах Феофил (Нестерук), бывший до войны насельником скита Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря на Белом Озере. Возрождая церковную жизнь, он исполнял свои обязанности с усердием и оставил после себя хорошую память. Согласно краткой характеристике, данной Брестским благочинным протоиереем Стефаном Жуковским в начале 1921 года: «Схи-Иеромонах Феофил – поведения отлично-хорошего к богослужению очень усерден. Своею благочестивою настроенностью, трудолюбием приносит только пользу церковно-приходскому делу». Трудами иеросхимонаха и было положено начало возрождению церковно-приходской жизни. После него с 22 июня 1921 года исполняющим обязанности настоятеля был назначен протоиерей Леонид Романский.

К Пасхе 1922 года в Брест вернулся протоиерей Константин Зноско. Об этом возвращении спустя годы вспоминал его сын hist 6епископ Митрофан (Зноско), отметив, что возвращение оказалось своевременным, т.к. исполняющий обязанности настоятеля уезжал к своей семье в Советскую Россию. Но, при пересечении советско-польской границы, у отца Константина отняли большую и прекрасную икону великомученицы Варвары с крестом на груди, в котором была частица мощей святой мученицы. Эта икона, подаренная приходу при освящении Варваринского придела в 1914 году, была одной из тех приходских святынь, которые вывезли при эвакуации. После возвращения в родной Брест, протоиерей Константин Зноско распоряжением епископа Гродненского и Брестского Владимира (Тихоницкого) от 19 июня 1922 года был назначен настоятелем Братского Свято-Николаевского храма.

Из клировых ведомостей можно узнать, какие постройки сохранились на церковном погосте и существовали в 1923 году:

а) деревянное здание, в котором с 1895 г. по 1905 г. размещалась временная Братская церковь. Построено в 1895 г. на средства Братства;

б) каменное двухэтажное здание, в котором расположилась Русская гимназия и начальная школа. Построено Братством в 1899 г.;

в) деревянная сторожка, построенная на церковные средства в 1909 г;

г) деревянное здание, в котором до 1915 г. помещался Софийский детский приют. После войны в нем жили настоятель церкви, регент Братского hist 7хора, псаломщик и сторож, частные семьи, а также размещались товарищество «Просвіта», 1 класс и библиотека гимназии. Здание построено в 1910 году специально на средства Братства;

д) каменная часовня, построенная на средства Братства в 1904 г.

За время служения в Братском Свято-Николаевском храме протоиерею Константину Зноско предстояла сложная задача противостоять государственной политике полонизации местного населения. Также совместными стараниями настоятеля Братского храма и Русского Благотворительного общества в Бресте-над-Бугом действовали Русская гимназия и Русская начальная школа, официально утвержденные школьным округом в 1921 году, для размещения которых была предоставлена церковная земля и приходские строения, hist 8в том числе и здание бывшей братской двухклассной церковно-приходской женской школы. В этих учебных заведениях, являющихся культурным центром для местного православного населения, воспитывавших своих учеников в духе любви и преданности Православию и своему народу, протоиерей Константин Зноско и священник Митрофан Зноско преподавали Закон Божий.

Кроме настоятельских дел и законоучительства в Русской гимназии, протоиерей Константин Зноско, известный агиограф межвоенной Польши, занимался и серьезной литературной деятельностью. Из-под его пера вышли акафист Жировичской иконе Божией Матери, акафист преподобномученику Афанасию Брестскому, «Житие и страдания святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского», «Житие преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского», «Житие и страдания святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия», «Князь Константин Константинович Острожский и его деятельность в пользу Православия», а также ряд серьезных богословско-исторических сочинений.

Всей душой настоятель Братского храма протоиерей Константин Зноско был предан богослужению. После смерти жены, умершей в эвакуации, он ежедневно совершал Божественную литургию. Также в Братском храме он ввел в праздничные и воскресные дни чтение акафистов с всенародным пением Богогласника. Эта практика прочно вошла в приходскую жизнь, при этом чтения акафистов с пением и последующими вечерними беседами оказались сильным средством в преодолении сектантской пропаганды.

hist 9В Братском Свято-Николаевском храме был замечательный любительский хор, регентом которого являлся брестский адвокат Василий Дмитриевич Пантелевич, прекрасный организатор, обладающий редким по красоте и силе тенором. Знаток церковного пения, строгий и требовательный к певчим, он пользовался особой любовью хористов. Кроме этого хора, в Братской церкви на ранней воскресной литургии богослужебные песнопения исполнял гимназический хор, организованный преподавателем Русской гимназии Яковом Николаевичем Клочко. На раннюю воскресную литургию под звуки гимназического оркестра обязательно ходили все студенты, а также строем приводили православных солдат 35-го и 82-го пехотных полков.

Немаловажную роль в церковной жизни и сплочении православного населения в это время играли церковные братства. Одним из лучших по организации было Николаевское Братство, действующее при одноименной брестской церкви. Оно, как и многие другие, всю свою деятельность проявляло в изыскании средств на поддержку церковного хора и на благолепие храма.

В 1933 году заботами настоятеля Братской Свято-Николаевской церкви протоиерея Константина Зноско и церковного старосты Георгия Николаевича Александровского, характеризующегося любителем церковной красоты и идеальным старостой, вокруг приходской территории на hist 10добровольные пожертвования прихожан был поставлен каменный забор.

В связи со старостью, протоиерей Константин Зноско подал в Духовную консисторию прошение о зачислении на покой, с просьбой на освободившееся место назначить его сына священника Митрофана. Прошение было удовлетворено 5 июля 1937 года, и настоятелем Братской Свято-Николаевской церкви в скором времени был утвержден священник Митрофан Зноско. Торжественно приняла паства своего нового настоятеля, преподнеся ему в дар золотое парчовое облачение и икону Спасителя в серебряной позолоченной ризе.

В 1938 году в Брест-над-Бугом была принесена для поклонения верующих чудотворная Жировичская икона Божией Матери, сопровождал которую архимандрит Венедикт (Бобковский). Встреча иконы и ее принесение hist 11в Братский Свято-Николаевский храм, согласно воспоминаниям очевидцев, были самыми торжественными на всем пути шествования святыни по городам и весям довоенной Польши.

После присоединения в 1939 году Западной Беларуси к БССР настоятеля Братского храма священника Митрофана Зноско неоднократно вызывали на допросы в НКВД, предлагали сотрудничать, но он твердо стоял на своем, не поддаваясь различным угрозам. Начавшаяся Великая Отечественная война стала временем испытаний. Во время немецкой оккупации отец Митрофан помогал больным, военнопленным, сиротам. Указом архиепископа Пантелеимона (Рожновского) от 23 июня 1941 года священник Митрофан был возведен в сан протоиерея «за стойкость в Православии в дни гонений на веру и за ревностные труды в церкви Христовой», а в конце года он был назначен благочинным Брестского округа и председателем епархиального управления Брестской епархии.

hist 12Непростые отношения сложились у настоятеля Братского храма с проукраински настроенными общественными деятелями. Пользующиеся поддержкой со стороны оккупационных немецких властей, они добивались передачи одного из храмов в полное их распоряжение. В целом с обороной храма от посягательств со стороны националистических деятелей протоиерей Митрофан Зноско связывал скоропостижно последовавшую в ноябре 1941 года смерть брата Георгия и мужа своей сестры Анисии, а также смерть своего отца в 1943 году от неверной лечебной микстуры.

В июле 1944 года протоиерей Митрофан Зноско был вынужден покинуть родной город, и после долгих скитаний по Западной Европе и жительства в Марокко, со всей семьей поселиться в Соединенных Штатах Америки. Овдовев, он принял монашеский постриг, и почил в 2002 году, будучи епископом Бостонским, викарием Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

После освобождения Бреста от немецко-фашистских захватчиков, настоятелем Братской Свято-Николаевской церкви указом епископа Брестского и Кобринского Паисия (Образцова) от 13 октября 1944 года был назначен протоиерей Михаил Тарима. На долю отца Михаила, приступившего к восстановлению приходской жизни после войны, выпало также много испытаний. Особое внимание он уделял церковно-патриотической деятельности, в рамках которой в храме производился кружечный сбор в пользу сирот и вдов солдат советской армии, а также на восстановление народного хозяйства.

Советское руководство, недовольное активной позицией Братского настоятеля, не могло простить неутомимому труженику его активную hist 13деятельность по устроению церковной жизни, самоотверженное приходское служение, а также отказ от сотрудничества. Результатом этого явился последовавший 28 сентября 1948 года арест органами МГБ протоиерея Михаила Таримы, настоятеля Братской Свято-Николаевской церкви и секретаря епископа Паисия. Против него было придумано ложное обвинение, составлено дело, найдены подставные свидетели. Священник был обвинен в антигосударственной деятельности, антисоветских проповедях и агитации, а также в отравлении прихожан во время Причастия. Среди «свидетелей» были также прихожане, в том числе и доктор, которые и подтвердили абсурдные обвинения. По статье 72 «б» УК БССР протоиерей Михаил Тарима был осужден на 25 лет, и выслан в лагерь. К январю 1955 года, среди многих безвинно осужденных,hist 14 он был досрочно освобожден.

Местные власти, сместив неугодного настоятеля, пытались вмешиваться в приходские дела. Среди церковных людей были агенты органов и доносчики Уполномоченного по делам РПЦ, которые занимались деятельностью, способствовавшей внутрицерковным конфликтам. Кроме этого за короткий промежуток времени в Братском храме сменилось четыре настоятеля: протоиерей Георгий Ревинский, протоиерей Иоанн Давидович, протоиерей Макарий Сакович и протоиерей Владимир Рункевич.

Во время так называемой «хрущевской оттепели», ознаменовавшейся новыми гонениями на Русскую Православную Церковь, атеистическая власть решила закрыть Братскую церковь и ликвидировать приход. Ссылаясь на требования работников коврового комбината, завода «Газоаппарат» и педагогического института, а также жильцов окружающих домов, горисполком постановил закрыть храм. Но первоначально осуществить это решение не удалось. Приход был многочисленным и активным, прихожане встали на защиту своего храма, а на имя Председателя Совета Министров СССР тов.Н.С. Хрущева было отправлено заявление от прихожан, на котором имелось 1103 подписи.

Но на этом действия властей, направленные на закрытие Братского прихода, не прекратились. Уже 13 октября 1961 года, после указа минского архиепископа об объединении Братской Свято-Николаевской церкви и Свято-Симеоновского собора в один приход, судьба Братского храма практически была решена, т.к. по советскому законодательству каждая религиозная община имела право пользоваться только одним молитвенным зданием. После этого горисполкомом 3 ноября 1961 года и облисполкомом 14 ноября 1961 года было принято решение о закрытии Братской церкви и ликвидации приходской общины. Решением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 31 мая 1962 года Николаевская община была снята с учета действующих и храм постановлено использовать под клуб коврово-плюшевого комбината. Но после закрытия церкви, все промышленные предприятия отказались от использования пустого церковного здания церкви под свой клуб. По этой причине оно было передано под хранилище государственному архиву по Брестской области, и до приспособления под архивные нужды не использовалось более двух лет.

Прихожане не смирились с закрытием храма. По воскресным дням и церковным праздникам они собирались перед закрытой Братской Свято-Николаевской церковью для пения и чтения акафистов. По воспоминаниям очевидцев, в такие моменты из окон закрытого храма даже раздавалось пение церковного хора. Все надеялись, что обращения верующих подействуют, и церковь будет возвращена и открыта. Все прекратилось, когда с куполов Братской церкви, которую иностранные туристы фотографировали как городскую достопримечательность, были спилены кресты, не дававшие спокойствия городским властям. Власти, игнорируя сопротивление верующих, в итоге реализовали принятое после официального закрытия в 1962 году решение убрать кресты, украшавшие купола и фасад церкви.

Тем не менее, добиваясь открытия Братского прихода, прихожане уже с 1970-х гг. начали писать письма в руководящие партийные и hist 15государственные инстанции. Но все эти письма и требования, с середины 1980-х гг. ставшие регулярными, и посылаемые даже на имя генерального секретаря ЦК КПСС, возмущали центральное руководство. Последнее обязывало чиновников на местах разобраться с недовольными, дать им понять, что храм закрыт и причин для его открытия нет.

К 1000-летнему юбилею Крещения Руси в 1988 году дело об открытии Братской Свято-Николаевской церкви было взято под покровительство Минского митрополита. Будучи в Брестской области, митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) на приеме у председателя облисполкома поставил вопрос об открытии Братского храма. Кроме этого, архипастырь поднимал данный вопрос и в правительстве республики. Поддержал группу верующих, добивающихся возвращения Братского храма, и известный советский и российский культуролог и искусствовед, председатель Советского фонда культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, который 31 октября 1988 года направил соответствующее письмо в Брестский облисполком.

Изменение церковно-государственных отношений после юбилейных торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси, многолетние обращения и hist 16просьбы верующих, среди которых наибольшую активность проявляли В.А. Петров и А.Н. Горщарук, а также ходатайство митрополита Минского и Слуцкого Филарета, дали положительный результат. Братская Свято-Николаевская церковь была возвращена верующим и 13 декабря 1988 года зарегистрирована приходская община, а 28 декабря 1988 года настоятелем был назначен священник Михаил Сацюк. После этого с весны 1989 года началась наружная реставрация храма. Летом 1989 года на куполах Свято-Николаевской церкви вновь засияли кресты благодаря трудам настоятеля и инициативе верующих. При этом до начала января 1990 года в храме все еще временно размещалось архивохранилище, что препятствовало внутренним восстановительным работам и совершению богослужений.

hist 177 января 1990 года, в праздник Рождества Христова, в храме была отслужена первая Божественная литургия, а 18 февраля того же года митрополитом Минским и Гродненским Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, епископом Брестским и Кобринским Константином и епископом Люблинским и Холмским Авелем был освящен храм и престол.

В 1991 году город Брест и Братский Свято-Николаевский храм посетил епископ Бостонский Митрофан (Зноско), чья жизнь до вынужденной эмиграции в 1944 году была неразрывно связана с Братским приходом.

В сентябре 1993 года Свято-Николаевский храм посетил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Василий (Дорошкевич), а в 2002 году нынешний глава Польской Православной Церкви – Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва (Грыцуняк).

В 1994 году окончательно завершились реставрационные работы, храм был расписан и приобрел достойный вид. Летом 1995 года восстановленную церковь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который высоко оценил старания протоиерея Михаила Сацюка и наградил его правом ношения митры.

В 1998 году в Свято-Николаевском храме произошло чудо: икона святителя Николая Чудотворца стала излучать тепло, а также на солее перед иконой небесного покровителя храма чудесным образом загорелась лампада. Многие верующие этот факт связывают с убийством настоятеля протоиерея Михаила Сацюка (+12.10.1998).

В июне 2001 года церковь вновь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил Всенощное бдение.

hist 1928 мая 2005 года перед Братской Свято-Николаевской церковью была открыта и освящена епископом Брестским и Кобринским Иоанном памятная плита с якорем в честь моряков, участников русско-японской войны 1904-1905 гг. и Цусимского сражения. По историческим сведениям в этой войне участвовало более сотни уроженцев Брестчины, 55 из которых погибли. Имена свыше тридцати из них подтверждены документально и высечены золотыми буквами на мраморных досках, установленных в церкви.

hist 2022 мая 2006 года Братский Никольский храм отметил вековой юбилей. Разделить духовную радость верующих прибыл митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, которому за Божественной литургией сослужили архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Брестский и Кобринский Иоанн.

Решением Брестского горисполкома от 14 декабря 2012 года Братской Свято-Николаевской церкви было возвращено бывшее здание Братской женской двухклассной церковно-приходской школы, в котором после капительного ремонта будет размещаться Молодежное Братство, Воскресная школа и сестричество милосердия.

hist 21В настоящее время в Братской Свято-Николаевской церкви свое служение совершают: настоятель митрофорный протоиерей Петр Романович, протоиерей Александр Гурпа, протоиерей Петр Мирочник, протоиерей Валерий Грицук, иерей Димитрий Нагнибеда, иерей Алексий Рутич, протодиакон Игорь Рудько, протодиакон Михаил Манчук. Каждый день, кроме четверга, в храме совершается Божественная Литургия, а по воскресным дням две литургии. В четверг служится молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. Во время богослужений церковные песнопения исполняют большой хор, а также малый клирос.

hist 26hist 25Сейчас при Братской Свято-Николаевской церкви действует Воскресная школа, Молодежное Православное Братство в честь святителя Николая Чудотворца, православное сестричество милосердия.

Церковь необычайно красива снаружи и внутри. В храме находится величайшая христианская святыня: часть Древа Животворящего Креста Господня, а также частицы мощей различных угодников Божиих.

За последние годы стараниями клириков и прихожан Свято-Николаевской церкви было много сделано, чтобы храм стал одним из красивейших архитектурных строений города Бреста. Но самое большое достижение – увеличение количества людей, которые считают храм родным. С каждым годом число православных верующих, приходящих на богослужения в Братскую церковь, неуклонно растет. И это верный признак духовного возрождения нашего общества.

История Братской Свято-Николаевской церкви подтверждает слова Господа нашего Иисуса Христа: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф.16:18).

Настоятели Братской Свято-Николаевской церкви города Бреста:

  1. Священник Сергий Товаров (1902 г. – 1915 г.)
  2. Иеросхимонах Феофил (Нестерук, 1919 г. – 1921 г.)
  3. Протоиерей Леонид Романский (1921 г. – 1922 г.)
  4. Протопресвитер Константин Зноско (1922 г. – 1937 г.)
  5. Протоиерей Митрофан Зноско (1937 г. – 1944 г.)
  6. Протоиерей Михаил Тарима (1944 г. – 1948 г.)
  7. Протоиерей Георгий Ревинский (1949 г. – 1950 г.)
  8. Протоиерей Иоанн Давидович (1950 г., 1951 г. – 1954 г.)
  9. Протоиерей Макарий Сакович (1950 г. – 1951 г.)
  10. Протоиерей Владимир Рункевич (1954 г. – 1961 г.)
  11. Протоиерей Михаил Сацюк (1988 г. – 1998 г.)
  12. Протоиерей Петр Романович (с 1998 г.)

22 мая 2016 г. Никольский храм отпразднует свое 110-летие.

Автор: чтец Евгений Мшар, студент I-го курса магистратуры МинДА