НЕДЕЛЯ 10-Я
В храме святителя и чудотворца Николая г. Бреста накануне Недели 10-й по Пятидесятнице вечером было совершено воскресное Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоирей Пётр Романович.
В воскресенье, 25 августа 2019 года, были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик прихода иерей Павел Романович в сослужении протодиакона Игоря Рудько. Богослужебные песнопения исполнил хор малого клироса под управлением регента А. Н. Дейнека. За богослужением молился настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
Поздняя Божественная Литургия была совершена клириком прихода иереем Алексеем Рутичем в сослужении протодиакона Михаила Манчука. Богослужебные песнопения звучали в исполнении праздничного хора Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка.
По окончании каждой из Литургий в храме был совершён молебен.
В сегодняшнем Евангелии перед нами ещё и ещё раз рельефно предстаёт картина: отчаянная человеческая нужда и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, как они были не в состоянии накормить народ, окружавший Христа, и они чувствовали свою беспомощность. А теперь они спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, кто приходит к ним с такой надеждой?
И Спаситель указал две причины. Сначала, ещё до их вопрошания, Он сказал: «Приведите больного мальчика ко Мне...». Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами открывается нужда, болезнь, отчаяние и растерянность – мы часто стараемся помочь своим умом, и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но, в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И потому мы должны помнить: мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, став при этом настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли в непосредственное общение с Самим Христом. Мы же лишь привели их к Нему за руку – но и только.
Второй вопрос, конкретный, был поставлен уже самими учениками: «Почему мы не смогли его исцелить?..» – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и роль ученика в том – чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.
Но для того, чтобы быть способным поступить так, как сказал им Спаситель, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в каком мы обычно говорим – воздержание от пищи, – а поста в том основном смысле, в каком понимают это слово святые отцы. Пост – это отказ, или, вернее, свобода от всего того, что нас порабощает, свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу – быть способными обратиться к Нему и слушать Его животворящее Слово, отзывающееся в глубинах нашего бытия.
В этом и заключается конечный смысл молитвы. Он в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали пред Богом в глубоком молчании, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его животворящее Слово, отвечая Ему порой только одним словом: «Аминь! Да, Господи, я приемлю, да!..»
И не напрасно в конце этого евангельского фрагмента Христос говорит нам о том, что Ему через несколько дней надлежит быть преданным в руки людей, озабоченных только землей. И они Его убьют, потому что такой Свидетель Свободы в Боге для них невыносим. Ведь здесь предел того, к чему Он зовет учеников: "Отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, которым чужд Бог, в которых не живёт подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной, – но только без страха! Потому что Я не поведу вас незнакомым путем, в никуда, – но лишь тем путем, каким Я Сам прошел; и этот путь, через Крест, ведёт к Воскресению".