НЕДЕЛЯ 4-Я
В евангельском чтении Недели 4-й по Пятидесятнице Святая Церковь вспоминает исцеление Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника.
В Свято-Николаевском братском храме г. Бреста накануне в субботу вечером духовенством было соборно совершено Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
В воскресный день, 14 июля, были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик храма иерей Димитрий Нагнибеда в сослужении протодиакона Игоря Рудько. Богослужебные песнопения исполнил хор малого клироса под управлением регента А. Н. Дейнека.
Поздняя Божественная Литургия была совершена клириком храма протоиереем Александром Гурпой в сослужении протодиакона Михаила Манчука. Богослужебные песнопения звучали в исполнении праздничного хора Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка.
По завершении и первой, и второй Литургии в храме были произнесены проповеди и совершены воскресные молебны.
Капернаумский сотник, о котором сегодня мы слышали в евангельском чтении (Мф. 8, 6), учит нас той истине, что вера имеет великую силу. Мы часто встречали в Евангелии, что исцеление происходило при том или ином виде контакта Христа с исцеляемым человеком – будет ли это прикосновение, возложение рук или какое-то, например, помазание глаз, как мы видели в случае с исцелением слепого.
Здесь же ситуация становится совершенно новой. Сотник, выказывая уважение и почтение к еврейскому пророку, говорит: «Тебе не надо идти ко мне домой, но скажи только лишь слово, и мой слуга исцелится».
Услышав такое заявление сотника, Спаситель изумляется: во всём Израиле он не встретил такой веры. Далее Христос говорит: «Истинно говорю вам, многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства будут извержены вон».
Что означают эти слова? Это пророческое свидетельство того, что веру во Христа примут язычники. Как могла такая ситуация произойти, в принципе, что у человека, который находился за пределами подлинной религиозности, вера оказалась крепче и сильнее, чем у самых благочестивых евреев?
Иногда нам кажется, что вера – это лишь некая установка сознания о принятии тех или иных истин как абсолютных ценностей, не требующих доказательств. На самом же деле вера – это, прежде всего, горение, это огонь. А показатель того, что огонь есть – теплота.
Когда у верующего человека вокруг него не разливается никакой теплоты, значит, есть серьезные проблемы с верой этого человека. И наоборот, иногда приходится встречать среди людей, казалось бы, далеких от веры, от христианских ценностей, такую искреннюю доброту, такую отзывчивость и готовность помогать людям без различения званий, способностей, талантов, что удивляешься – неспроста у этих людей рождается теплота. Это именно те самые сотники, которые внешне, находясь далеко за пределами истинной Церкви, по сути, давно находятся уже внутри нее.
Помоги же нам, Господи, не забывать возгревать в себе огонь веры, чтобы не оказаться нам некогда посрамленными рядом с теми, у кого этот огонь веры горел вне зависимости от его внешней принадлежности к той или иной вере.