НЕДЕЛЯ 7-Я ПО ПАСХЕ
В Неделю 7-ю по Пасхе Святая Церковь совершает память Отцов I-го Вселенского Собора.
Предыдущие недели Пасхального цикла были связаны с событиями евангельской истории, завершившейся Вознесением. Близок День рождения Всемирного Царства (Церкви), и сейчас, предваряя его празднование, нам предлагают почтить память тех, кто отстоял главную истину нашей веры и спас Христианскую Церковь в переломный момент её бытия.
В начале IV в., после окончания почти трехвекового периода гонений, Церковь обрела свободу проповеди и богослужения (толерантный Миланский рескрипт 313 года императоров Константина и Лициния). Многочисленные язычники, следуя «духу времени», стали переходить в христианство, и, поскольку единой церковной догматики ещё не существовало, учения отдельных христианских богословов захватывали иногда значительную часть населения. Одним из них стало «арианство», названное так по имени Ария, учёного священника из Александрии Египетской (†336 г.).
Арий думал так: Второе Лицо Святой Троицы, Сын (Слово, греч. Логос, в земном воплощении – Иисус Христос), может быть назван Богом; но Он не однойприроды с Первым Лицом (Богом Отцом), – не «единосущен» Ему и не «равночестен». Согласно его доктрине, Сын отделен от Отца непреодолимой онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, Его творением, хотя и особым, избранным Творением, Посредником между Богом и миром. Высший Бог – Един и непостижим, а Христос, живший на земле, страдавший, распятый, погребённый и воскресший, – Второй Бог, или Малый Бог.
Вчерашним язычникам учение Ария казалось понятным и здравым. Его поддерживали некоторые императоры, и в течение IV столетия арианство не без успеха боролось за положение господствующей религии империи, особенно на Востоке. Лишь православный Рим почти не был затронут этой ересью.
Учение Ария отрицало то главное, ради чего воплотился и пришел на землю Сын Божий: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом», – сказал ещё во II столетии св. Ириней, епископ Лионский. Существо «спасения» состоит в том, что ни ангел, ни какое-то Высшее Создание, но Сам Бог умалился, чтобы быть одним из нас. Он принял действительную человеческую плоть, Он стал подобен нам во всём, кроме греха; Он до конца – даже до смерти! – отдал Себя людям, чтобы люди смогли реально, а не в мечтах, приобщиться к Его Божественной жизни. Через это каждому человеку дарована потенциальная способность к бесконечному совершенствованию и богоуподоблению (обожению), которое зримо открывают нам люди, именуемые «святыми». Христос хотел, чтобы человек уже здесь, на земле, ощутил дыхание Вечности, и Он дал ему для этого всё.
Отвергнув учение Ария, Никейский Собор утвердил истину равенства природ Бога Отца и Бога Сына, их единосущие, и тем отстоял самое важное и дорогое в христианстве – Боговоплощение, Богочеловечество. И это – не отвлечённая «теорема» философствующего ума, будто бы не имеющая отношения к так называемой «реальной» (или «приходской») жизни. Нет! Это – живая Истина, выстраданная двухтысячелетней историей христианства, быть может, самая конкретная и «практическая» из всех, открывшихся нам во Всемирной истории.
В Свято-Николаевском братском храме г. Бреста накануне Недели 7-ой по Пасхе духовенством было совершено воскресное Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
В воскресенье были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик прихода иерей Алексей Рутич в сослужении протодиакона Михаила Манчука. Богослужебные песнопения исполнил хор малого клироса под управлением регента А. А. Серого.
Поздняя Божественная Литургия была совершена клириком прихода протоиереем Валерием Грицуком при сослужении протодиакона Игоря Рудько. Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка.
В завершение воскресного богослужения по окончании каждой из Литургий и пастырских поучений на воскресное евангельское чтение в храме были совершены молебны.