Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

newbanner

 

"Откуду начтну плакати окаяннаго моего жития деяний..."

Опубликовано: 11.03.19

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Чтение Великого покаянного канона в первую неделю Великого Поста в Свято-Николаевском братском храме Бреста началось в понедельник на Великом повечерии. 

 

Канон этот назван Великим потому, что он содержит множество богословских мыслей о покаянии и множество тропарей — их около 250, тогда как в обычных канонах их обычно бывает около 40. Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало первой песни канона настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца»: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он напоминает все прегрешения человечества, все грехопадения — от Адама до Нового Завета.

Ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть — восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает, как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлению поревновах, познахся обнажен от Бога, и присносущнаго Царствия и пищи, грех ради моих» (песнь 1). Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Кому уподобися многогрешная душе? Токмо первому Каину, и Ламеху оному. Камением побивши тело злодействы, и убивши ум скотскими стремленьми» (песнь 2). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин — «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудренаго ума, подражай окаянная и не потребная душе. И нелюбодействуй в беззаконных стремлениих, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель, кровь яже из ребр Твоих вкупе и питие, истекшая вода оставления. Да обоюду очищюся помазуяся. И пия яко масть питие Слове, животочная Твоя чюдеса» (песнь 4). Единственный путь очищения — во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние — к видению Божества. Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на прочном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне. То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Исуса, Господа нашего, Которому слава во веки веков!