ВОСПОМИНАНИЕ ИЗГНАНИЯ АДАМОВА ИЗ РАЯ. ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
В храме святителя и чудотворца Николая г. Бреста накануне Недели сыропустной духовенство прихода соборно совершило Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель протоиерей Пётр Романович. В воскресный день Божественную Литургию совершил клирик храма протоиерей Пётр Мирочник в сослужении протодиакона Михаила Манчука. По завершении Литургии в храме была произнесена пастырская проповедь на тему прощения грехов своим ближним, после чего в храме был совершён молебен.
Вечером того же дня в храме была соборно совершена вечерня с Чином прощения. Духовенство и прихожане взаимно попросили прощения друг у друга перед наступающим Великим постом.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
Многие поступки Господь прощает и не вменяет человеку в вину, исправляет и благодатью Своею залечивает раны душевные — злобы, ненависти, вражды, лжи, предательства. Но есть вещи, которые необратимы по природе, по той природе, которую дал Господь и которая, как бы ни милостив был Господь, но она останется в природе человека, она останется в наших отношениях, она останется в нашей истории, в нашей судьбе, и останется, увы, навсегда, хотя бы мы и плакали и каялись, и приносили бы свой пост. Мы будем нести искаженную природу, которую оставил нам Адам. И поэтому перед постом это напоминание нам, что мы не только раскаиваемся в совершенных нами грехах, но пост еще и есть несение тяжести нашей общечеловеческой судьбы и природы, которая, увы, искажена. Она несовершенна, она вот такая, что мы болеем, склонны к лжи и вражде, удобопреклонны греху — вот в чем наша беда. Это не грех, это наша беда, это наше несчастье.
И Великий пост — это плач и скорбь нашей общечеловеческой природы, искаженной грехом. Это наш плач, Адамов плач о том, что с нами произошло, о том, какие мы, о том, какая наша судьба останется поврежденная, искаженная, не светлая, не прямая до конца. Это вовсе не означает, что мы должны с унынием смотреть на нашу жизнь. В нашей жизни много того, что преодолевает и может преодолеть это наше несчастье. Но пост — это время покаяния, это и время несения особого труда. И в пост мы особым образом сталкиваемся с этой трудностью, с этой дебелой плотью, которая является следствием человеческого поступка Адама. И поэтому Адамово изгнание — особая тема; может быть, не самая важная для одного или другого из нас. Но это наша общая тема, которая склоняет нас к покаянию, склоняет нас к воспоминанию, склоняет нас к смирению и принятию судьбы, человеческой природы, человеческой истории, но и победы Воскресения Христова в этой судьбе и в этой природе. И если бы не было этой победы, то наш пост был бы временем скорби. А наш пост — это время ожидания, ожидания победы над грехом.