Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

newbanner

 

НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

Опубликовано: 14.01.19
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

В Свято-Николаевском братском храме г. Бреста накануне Недели по Рождестве Христовом духовенство соборно совершило Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович. В воскресенье, 13 января, Божественную Литургию совершил клирик иерей Димитрий Нагнибеда в сослужении протодиакона Михаила Манчука.

 

Вчера, т. е. в субботу по Рождестве Христовом святая Церковь предлагала нашему вниманию евангельское чтение о четырнадцати тысячах младенцах-мучеников «от Ирода в Вифлееме избиенных». Предлагая и сегодня то же евангельское чтение (Мф. 2. 13—25), что и в субботу, святая Церковь уделяет на этот раз из этого чтения наибольшее внимание так называемому «бегству» святого семейства (праведного Иосифа, Богоматери и Младенца Иисуса) в Египет.

Когда восточные мудрецы (волхвы) получили откровение не возвращаться из Вифлеема в Иерусалим к Ироду, то они иным путем отошли в страну свою (Мф. 2. 12). Тогда ангел Господень является во сне Иосифу и говорит ему: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2. 13).

Почему ангел не сказал: возьми Матерь и Младенца Ее, а сказал: возьми Младенца и Матерь Его? Это потому так, что Младенец, как мы уже видели, с момента рождения, занял первое место, стал центром событий не только еврейской, но и всей небесной и земной жизни. Это о нем (Его рождении) возвещают в рождественскую ночь ангелы. Его прославляют вифлеемские пастухи, к Нему на поклонение издалека приходят восточные мудрецы. Это из-за Него перепуганный Ирод умерщвляет вифлеемских младенцев мужского пола до двухлетнего возраста, надеясь в их числе убить и Богомладенца.

Не удивительно, что небесные ангельские силы, сначала благовествовавшие Приснодеве о Его зачатии свыше (Лк. 1. 27—38), потом возвестившие людям о Его рождении по плоти (Лк. 2. 10—11), теперь стали предохранять Его от угрожающей опасности. Ангел Господень сказал Иосифу: Беги в Египет. Не сказал: «Иди», а сказал: Беги, т. е. спеши, не теряй времени на большие дорожные сборы. Выполняя повеленное, в ту же ночь под покровом тьмы, святое семейство было уже в пути. Праведный Иосиф шел впереди и ремешком тянул за собой осла. На осле скромно сидела с Младенцем на руках Богоматерь, слегка наклонившись вперед. Так изображают это тревожное путешествие святого семейства иконописное предание.

Долго ли продолжался этот путь, и где и сколько времени оставалось в Египте святое семейство, — обо всем этом умалчивает Евангелие. Однако путь в Египет не мог быть продолжительным, ибо юго-западная граница Египта пролегала приблизительно в 100 верстах от Вифлеема.

Египет в то время был, как и Иудея, римской провинцией. Там жило немало евреев. У них был свой храм, свои синагоги. Там наиболее живы были воспоминания исторические о Египте, где около 400 лет евреи прожили в неволе, пока родившийся там их вождь и пророк Моисей не вывел их из Египта в землю древних отцов и патриархов. Среди соотечественников святое семейство было в полной безопасности в Египте от зловещих замыслов Ирода.

Но вот вскоре умирает от страшных болезней Ирод [[Ирод «изверг свою нечестивую душу, быв поражен горячкой, болью в животе, водянкой в ногах, одышкой, трясением тела судорогами, и еще одной страшной болезнью» (Феофил и святитель Афанасий Великий.]].

Ангел Господень вновь является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Так исполнилось реченное пророком: Из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11. 1). Слова эти пророка Осии относятся к еврейскому народу, который назывался сыном Божиим как народ избранный и освобожденный от рабства Египетского. Ко Христу же слова сии относятся в переносном, преобразовательном смысле: изведение еврейского народа из Египта явилось прообразом белее позднего воззвания Иисуса Христа из Египта.

Получив во сне второе откровение, святое семейство отправилось не в Иудею, где воцарился жестокий Архелай (сын умершего Ирода), а в пределы Галилейские и поселилось в Назарете, родном городе праведного Иосифа.

Из истории бегства святого семейства в Египет и возвращения оттуда особенно ясно видно попечение Отца Небесного о Сыне Своем в Его самом раннем детстве. Господь Бог и отправил Его (Сына Божия) в Египет, когда на родине ему угрожала опасность и вывел Его из Египта, когда опасность миновала. Но ведь и мы все суть дети Божий, чада возлюбленного Отца Небесного. И над всеми нами тяготеет милующая и охраняющая рука Владычня. Мы тоже часто слышим внутренний голос, голос нашей совести, отвращающей нас от греха, от соблазнов плоти, от воспламенения страстей и побуждающий нас бежать в Египет воздержания и покаяния. И если бы мы слушались этого голоса, — голоса Божия внутри нас, — то от скольких бед и напастей предохранили бы себя и как близки были бы к подлинному званию и состоянию сынов и дщерей Божиих.

Рождественские праздники, прославляя рождшегося Сына Божия, призывают нас к нашему собственному духовному рождению и обновлению и совлечению ветхого и облечение в нового человека, Это для нас на литургии праздника Рождества Христова поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», напоминая нам, что если все мы во Христа крестились, то далеко не все еще во Христа облеклись, не все утвердились в вере в Господа нашего Иисуса Христа — Спасителя нашего. Как же нам нужно это утверждение!

Господи Иисусе Христе, помоги нашему духовному возрождению и утверждению, чтобы всегда нам прославлять и благодарить Тебя — Спасителя нашего!

НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ