НЕДЕЛЯ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ
В Свято-Николаевском братском храме г. Бреста накануне Недели по Рождестве Христовом духовенство соборно совершило Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович. В воскресенье, 13 января, Божественную Литургию совершил клирик иерей Димитрий Нагнибеда в сослужении протодиакона Михаила Манчука.
Вчера, т. е. в субботу по Рождестве Христовом святая Церковь предлагала нашему вниманию евангельское чтение о четырнадцати тысячах младенцах-мучеников «от Ирода в Вифлееме избиенных». Предлагая и сегодня то же евангельское чтение (Мф. 2. 13—25), что и в субботу, святая Церковь уделяет на этот раз из этого чтения наибольшее внимание так называемому «бегству» святого семейства (праведного Иосифа, Богоматери и Младенца Иисуса) в Египет.
Когда восточные мудрецы (волхвы) получили откровение не возвращаться из Вифлеема в Иерусалим к Ироду, то они иным путем отошли в страну свою (Мф. 2. 12). Тогда ангел Господень является во сне Иосифу и говорит ему: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2. 13).
Почему ангел не сказал: возьми Матерь и Младенца Ее, а сказал: возьми Младенца и Матерь Его? Это потому так, что Младенец, как мы уже видели, с момента рождения, занял первое место, стал центром событий не только еврейской, но и всей небесной и земной жизни. Это о нем (Его рождении) возвещают в рождественскую ночь ангелы. Его прославляют вифлеемские пастухи, к Нему на поклонение издалека приходят восточные мудрецы. Это из-за Него перепуганный Ирод умерщвляет вифлеемских младенцев мужского пола до двухлетнего возраста, надеясь в их числе убить и Богомладенца.
Не удивительно, что небесные ангельские силы, сначала благовествовавшие Приснодеве о Его зачатии свыше (Лк. 1. 27—38), потом возвестившие людям о Его рождении по плоти (Лк. 2. 10—11), теперь стали предохранять Его от угрожающей опасности. Ангел Господень сказал Иосифу: Беги в Египет. Не сказал: «Иди», а сказал: Беги, т. е. спеши, не теряй времени на большие дорожные сборы. Выполняя повеленное, в ту же ночь под покровом тьмы, святое семейство было уже в пути. Праведный Иосиф шел впереди и ремешком тянул за собой осла. На осле скромно сидела с Младенцем на руках Богоматерь, слегка наклонившись вперед. Так изображают это тревожное путешествие святого семейства иконописное предание.
Долго ли продолжался этот путь, и где и сколько времени оставалось в Египте святое семейство, — обо всем этом умалчивает Евангелие. Однако путь в Египет не мог быть продолжительным, ибо юго-западная граница Египта пролегала приблизительно в 100 верстах от Вифлеема.
Египет в то время был, как и Иудея, римской провинцией. Там жило немало евреев. У них был свой храм, свои синагоги. Там наиболее живы были воспоминания исторические о Египте, где около 400 лет евреи прожили в неволе, пока родившийся там их вождь и пророк Моисей не вывел их из Египта в землю древних отцов и патриархов. Среди соотечественников святое семейство было в полной безопасности в Египте от зловещих замыслов Ирода.
Но вот вскоре умирает от страшных болезней Ирод [[Ирод «изверг свою нечестивую душу, быв поражен горячкой, болью в животе, водянкой в ногах, одышкой, трясением тела судорогами, и еще одной страшной болезнью» (Феофил и святитель Афанасий Великий.]].
Ангел Господень вновь является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Так исполнилось реченное пророком: Из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11. 1). Слова эти пророка Осии относятся к еврейскому народу, который назывался сыном Божиим как народ избранный и освобожденный от рабства Египетского. Ко Христу же слова сии относятся в переносном, преобразовательном смысле: изведение еврейского народа из Египта явилось прообразом белее позднего воззвания Иисуса Христа из Египта.
Получив во сне второе откровение, святое семейство отправилось не в Иудею, где воцарился жестокий Архелай (сын умершего Ирода), а в пределы Галилейские и поселилось в Назарете, родном городе праведного Иосифа.
Из истории бегства святого семейства в Египет и возвращения оттуда особенно ясно видно попечение Отца Небесного о Сыне Своем в Его самом раннем детстве. Господь Бог и отправил Его (Сына Божия) в Египет, когда на родине ему угрожала опасность и вывел Его из Египта, когда опасность миновала. Но ведь и мы все суть дети Божий, чада возлюбленного Отца Небесного. И над всеми нами тяготеет милующая и охраняющая рука Владычня. Мы тоже часто слышим внутренний голос, голос нашей совести, отвращающей нас от греха, от соблазнов плоти, от воспламенения страстей и побуждающий нас бежать в Египет воздержания и покаяния. И если бы мы слушались этого голоса, — голоса Божия внутри нас, — то от скольких бед и напастей предохранили бы себя и как близки были бы к подлинному званию и состоянию сынов и дщерей Божиих.
Рождественские праздники, прославляя рождшегося Сына Божия, призывают нас к нашему собственному духовному рождению и обновлению и совлечению ветхого и облечение в нового человека, Это для нас на литургии праздника Рождества Христова поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», напоминая нам, что если все мы во Христа крестились, то далеко не все еще во Христа облеклись, не все утвердились в вере в Господа нашего Иисуса Христа — Спасителя нашего. Как же нам нужно это утверждение!
Господи Иисусе Христе, помоги нашему духовному возрождению и утверждению, чтобы всегда нам прославлять и благодарить Тебя — Спасителя нашего!