НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Мы начинаем праздновать праздник Рождества Христова, явление во плоти Господа нашего Иисуса Христа. Он явился как Младенец, воплотился от бессеменной утробы и лежит в яслях. Бог сошел на землю для того, чтобы Свое творение, человека, возвести на Небо.
6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).
Словом сочельник или сочевник называются дни накануне двух великих двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления Господня. Название происходит от церковнослав. сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя. Такую пищу по церковному уставу, полагается употреблять в сочельник. У православных христиан есть благочестивый обычай не вкушать до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Иисуса Христа.
Он стал для нас не только Творцом, но и сродником по плоти. В Адаме мы стали Его родными по плоти людьми. Господь который сошел сегодня на землю, воплотился с одной лишь целью – с тем, чтобы нас возвести на Небо. Мы ‒ наследники Неба и сродники Господа нашего Иисуса Христа.
В Свято-Николаевском братском храме г.Бреста накануне было совершено Всенощное бдение. В день Навечерия, совпавшего в нынешнем году с воскресеньем, клирик прихода иерей Димитрий Нагнибеда в сослужении протодиакона Игоря Рудько совершил Божественную Литургию.
Согласно богослужебному Уставу святой Православной Церкви, богослужение в день Навечерия имеет ряд особенностей. Так, по завершении Божественной Литургии в храме духовенством прихода была соборно совершена вечерня праздника Рождества, во время которой читались ветхозаветные паремии, подобранные применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события.
В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни духовенство совершило чин "славления". На середину храма была вынесена свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые пропели "велегласно" тропарь и кондак праздника.