НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА
В Неделю 2-ю Великого поста Святая Церковь воспоминает святителя Григория Паламу в связи с установлением учения Церкви о божественных энергиях и нетварном свете.
Накануне Недели 2-ой Великого поста, в субботу вечером, в храме святителя и чудотворца Николая г. Бреста духовенство соборно совершило воскресное Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
В воскресенье, 12 марта 2023 года, раннюю Божественную Литургию совершил клирик прихода протоиерей Пётр Мирочник в сослужении протодиакона Игоря Рудько и диакона Максима Нагнибеды. Богослужебные песнопения исполнил хор малого клироса под управлением регента А. Н Дейнека.
Поздняя Божественная Литургия была совершена иереем Алексеем Рутичем в сослужении протодиакона Михаила Манчука и диакона Димитрия Грицука. Богослужебные песнопения исполнил праздничных хор Свято-Николаевского храма под управлением регента А. И. Масюка. За богослужением молился настоятель прихода протоиерей Пётр Романович.
По окончании каждой из Литургий в храме была произнесена пастырская проповедь и совершены молебны. Вечером в воскресенье собором духовенства прихода был совершён первый Чин пасии в текущем Великом посту с чтением евангельского чтения от Матфея о страстях Господних.
Сегодня перед нами стоит образ святителя Григория Паламы. И то, что он говорит нам, – такое важное, такое значительное, что на этом надо остановиться, потому что только из того, что он говорит нам, мы можем понять ту славу, то величие, ту действительно Божественную красоту, которую мы видим во святых.
Сердцевина учения святителя Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог нам дает, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. На основании опыта всей Православной Церкви, её святых, её подвижников и, особенно, тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил, что благодать – это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщенности.
Думая, что благодать является только даром Божиим, но не Самим Богом, Который Себя нам отдает, западные богословы утверждали как бы непроходимость пропасти между Богом и человеком, творением и Творцом. Как бы ни были драгоценны Божественные дары, они остаются тварными, и они нас с Богом не могут соединить иначе как любовью и благодарностью. Но опыт Церкви нам говорит, что благодать – это Сам Бог, Себя нам отдающий, и что, принимая благодать, мы делаемся, по приобщению, участниками Божественной природы...
Когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они – не только люди, которые были озарены умом, очищены в сердце, а что это люди, которые приняли Бога в себя, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему призвана вся тварь, когда Бог будет всем во всех.
Будем поэтому радоваться величию нашего призвания, будем радоваться о том, что мы призваны поистине приобщиться Богу, но будем также помнить, что случиться это может, если мы совершим подвиг веры, останемся Богу верными, станем подвижниками, по образу древних подвижников, которые сумели отдать кровь и принять Дух. Да даст нам Господь и вдохновение, и силы, и желание – и даст Он нам и плоды.