Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

newbanner

АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ

Опубликовано: 15.04.18
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных; те­мы же трех по­сле­ду­ю­щих воз­вра­ща­ют нас к трём важ­ным эпи­зо­дам еван­гель­ской ис­то­рии, от­но­ся­щим­ся еще ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста.

В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях – под­го­то­ви­тель­ных сту­пе­нях к бу­ду­ще­му Вос­кре­се­нию! – Он яв­ствен­но от­крыл Своё Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его «невер­ным» уче­ни­кам уяс­нить их ис­тин­ный смысл. Этим и опре­де­ля­ет­ся их ме­сто в ка­лен­да­ре – меж­ду Пас­хой и Тро­и­цей.

Се­го­дняш­няя, вто­рая, «неде­ля» (вос­кре­се­нье) по Па­схе име­ну­ет­ся Неде­лей Фо­ми­ной (пер­вой «неде­лей» счи­та­ет­ся сам День Пас­халь­но­го Вос­кре­се­ния). На Ли­тур­гии чи­та­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на (20 гла­ва). Первую часть это­го чте­ния мы уже слы­ша­ли во вре­мя Пас­халь­ной ве­чер­ни, и в нём про­зву­ча­ли сло­ва недо­ве­рия и со­мне­ния. Се­го­дня они ещё раз по­вто­ря­ют­ся, за­тем сле­ду­ет на них «от­вет» и уко­риз­нен­ные сло­ва Иису­са Хри­ста апо­сто­лу Фо­ме: «Ты по­ве­рил по­то­му, что Ме­ня уви­дел? Бла­жен­ны (счаст­ли­вы) не ви­дев­шие и по­ве­рив­шие!»

Ра­зу­ме­ет­ся, эти сло­ва об­ра­ще­ны не толь­ко к апо­сто­лу, но и ко всем нам. Они на­по­ми­на­ют, что на­сто­я­щая ве­ра об­ла­да­ет ду­хов­ным зре­ни­ем, про­ни­ка­ю­щим через за­ве­су ви­ди­мо­го и ося­за­е­мо­го. Ка­жет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы Фо­ма и его то­ва­ри­щи мог­ли про­яв­лять та­кую невер­ность Сво­е­му Учи­те­лю: ведь Он не толь­ко опре­де­лен­но го­во­рил им (и не раз!) о том, что долж­но про­изой­ти, но да­же при­звал к Се­бе в «сви­де­те­ли» двух са­мых ав­то­ри­тет­ных пра­вед­ни­ков – Мо­и­сея и Илию – во вре­мя зна­ме­на­тель­но­го пре­об­ра­же­ния на го­ре Фа­вор. (Не бу­дем за­бы­вать, что это со­бы­тие, в ко­то­ром Сын Бо­жий явил Се­бя Вла­ды­кой жиз­ни и смер­ти, за­ра­нее уве­ряя апо­сто­лов в том, что близ­кие стра­да­ния – не по­ра­же­ние и по­зор, но по­бе­да и сла­ва, увен­чан­ная Вос­кре­се­ни­ем, – про­изо­шло вес­ной, неза­дол­го до стра­да­ний, а со­всем не в ав­гу­сте!) Но это так: апо­сто­лы в стра­хе бе­жа­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да, Петр ма­ло­душ­но от­рек­ся от Учи­те­ля, а разо­ча­ро­ван­ные Лу­ка и Клео­па ухо­ди­ли из Иеру­са­ли­ма, хо­тя уже слы­ша­ли (!) об опу­стев­шем гро­бе (Лк.24:21-24)… Они бы­ли обык­но­вен­ны­ми людь­ми, вос­пи­тан­ны­ми в тра­ди­ции, счи­тав­шей Мес­сию преж­де все­го зем­ным ца­рем-во­и­те­лем, и под­лин­ный смысл Его при­ше­ствия дал­ся им не сра­зу.

С Фо­ми­ным вос­кре­се­ньем свя­за­на ещё од­на тра­ди­ция. В Древ­ней Церк­ви бы­ло при­ня­то, чтобы лю­ди, кре­стив­ши­е­ся в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, в Фо­ми­но вос­кре­се­нье сни­ма­ли с се­бя все­на­род­но ту бе­лую одеж­ду (сим­вол ду­хов­но­го рож­де­ния и чи­сто­ты), ко­то­рую они но­си­ли всю Свет­лую сед­ми­цу, и от­да­ва­ли на хра­не­ние в цер­ков­ную риз­ни­цу. По­это­му и сам этот день на­зы­вал­ся на За­па­де «Вос­кре­се­ньем в бе­лых (одеж­дах)», Dominica in albis; а на Во­сто­ке «Но­вым Вос­кре­се­ньем», – в знак то­го, что празд­ник но­во­кре­щён­ных за­вер­ша­ет­ся, и на­чи­на­ет­ся их но­вая и мно­го­труд­ная жизнь в хри­сти­ан­ском зва­нии.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

В Свято-Николаевском братском храме г. Бреста накануне было собоно совершено торжественное Всенощное бдение. Полиелей возглавил настоятель прихода протоиерей Пётр Романович. В сам день Антипасхи было совершено две Божественные Литургии, по окончании которых по традиции верующим был роздан пасхальный Артос - специальный пшеничный хлеб, освящённый после пасхальной Литургии. 

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо Крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ
АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ