Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

newbanner

СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Опубликовано: 23.02.18
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

...Тирон пищей колива питает город,
Пищу оскверненную признав негодной.

В эту суб­бо­ту, за­вер­ша­ю­щую первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста, бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния пре­под­но­сят нам но­вое под­твер­жде­ние то­го, что ра­зум­ный пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под Его осо­бым по­кро­ви­тель­ством.

Од­новре­мен­но еван­гель­ское чте­ние пре­ду­пре­жда­ет: пост и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные пред­пи­са­ния – не са­мо­цель и име­ют смысл лишь то­гда, ко­гда по­мо­га­ют, а не ме­ша­ют нам нор­маль­но жить и ра­бо­тать на бла­го се­мьи и об­ще­ства. «Суб­бо­та для че­ло­ве­ка, а не че­ло­век для суб­бо­ты»! Имен­но по­это­му в за­вер­ше­ние пер­вой стро­гой ве­ли­ко­пост­ной сед­ми­цы мы чи­та­ем о том, как Хри­стос с уче­ни­ка­ми «на­ру­ша­ли» биб­лей­ские пред­пи­са­ния, вы­зы­вая фор­маль­но спра­вед­ли­вые упре­ки со сто­ро­ны книж­ни­ков и фа­ри­се­ев – этих рев­ност­ных пост­ни­ков и бла­го­че­сти­вых рев­ни­те­лей Мо­и­се­е­ва («вет хо­го»!) За­ко­на.

В эту же суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь со­вер­ша­ет бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Феодо­ру Тиро­ну, по­гиб­ше­му в на­ча­ле IV сто­ле­тия, в пе­ри­од по­след­них го­не­ний на хри­сти­ан. По его име­ни первую сед­ми­цу по­ста на­зы­ва­ли в Древ­ней Ру­си «Фе­о­до­ро­вой неде­лей».

Со­глас­но жи­тию, святой Фе­о­дор Ти­рон был во­и­ном в го­ро­де Ала­сии Пон­тий­ской об­ла­сти, рас­по­ло­жен­ной в Ма­лой Азии у по­бе­ре­жья Пон­та Эвк­син­ско­го, т. е. Чер­но­го мо­ря. Его про­зва­ние Тирон ука­зы­ва­ет на во­ин­ское зва­ние – это «мо­ло­дой во­ин (но­во­бра­нец)» (в от­ли­чие от стра­тилата), несу­щий пре­иму­ще­ствен­но ка­ра­уль­ную служ­бу. За от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам Фе­о­дор был пре­дан ис­тя­за­ни­ям и осуж­дён на со­жже­ние. Это про­изо­шло око­ло 306 го­да при рим­ском им­пе­ра­то­ре Га­ле­рии (305–311). Непо­вре­ждён­ное ог­нём те­ло свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ло по­гре­бе­но в Ев­ха­и­тах, неда­ле­ко от Ама­сии. За­тем его мо­щи пе­ре­нес­ли в Ца­рь­град; гла­ва же свя­то­го на­хо­дит­ся в Ита­лии, в го­ро­де Га­эте. 

В 362 го­ду, же­лая по­сме­ять­ся над хри­сти­а­на­ми, император Юли­ан Отступник при­ка­зал гра­до­на­чаль­ни­ку Кон­стан­ти­но­по­ля окро­пить в Ве­ли­кий Пост все съест­ные при­па­сы на рын­ках идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью. Так он хо­тел во­влечь ни­че­го не по­до­зре­ва­ю­щих хри­сти­ан в язы­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние и «уни­что­жить» все их ве­ли­ко­пост­ные по­дви­ги. То­гда святой Фе­о­дор Ти­рон, явив­шись из дру­го­го ми­ра ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию, по­ве­лел ему объ­явить всем хри­сти­а­нам, чтобы ни­кто не по­ку­пал ни­че­го на рын­ках. Пре­ду­пре­ждён­ные сво­им ар­хи­пас­ты­рем ве­ру­ю­щие вы­нуж­де­ны бы­ли пи­тать­ся в этот день толь­ко до­маш­ни­ми за­па­са­ми, пре­иму­ще­ствен­но ва­рё­ным зер­ном. В па­мять это­го со­бы­тия и со­вер­ша­ет­ся па­мять свя­то­го.

В яв­ле­нии му­че­ни­ка Фе­о­до­ра ска­зы­ва­ет­ся его осо­бое за­ступ­ни­че­ство, по­то­му что он явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию в день сво­ей па­мя­ти (в 362 го­ду Пас­ха бы­ла 31 мар­та, и пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го По­ста при­хо­ди­лось на 17 фев­ра­ля). Так, на­ря­ду с памятью в годовом богослужебном круге православного календаря молитвенное почитание  св. Фе­о­до­ра по­яви­лось в богослужебной книге, известной под названием Постная Триодь.

Исторически сложился такой обычай, что после пятничной Литургии Преждеосвященных Даров служится молебный канон святому Феодору Тирону, после которого сразу освящается коливо ( варёная пшеница с мёдом).

В Свято-Никольском храме г. Бреста после Литургии, совершённой клириком иереем Алексеем Рутичем в сослужении протодиакона Михаила Манчука, духовенство прихода также освятило коливо, которое по окончании богослужения было раздано всем присутствующим в храме.

 

 

СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
СУББОТА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА