Православный календарь

icona

Святителю Отче Николае моли Бога о нас!

newbanner

СЛУЖБА ЦАРСКИХ ЧАСОВ

Опубликовано: 05.01.18
СЛУЖБА ЦАРСКИХ ЧАСОВ

Всеблагим Промыслом Божьим изо дня в день мы приближаемся ко дню великого торжества явления Бога во плоти. Изо дня в день Святая Церковь нас предуготовляет особыми службами, во время которых мы всё чаще и чаще слышим призыв приготовиться к встрече Спасителя.

Перед самим праздником Рождества Церковью установлено так называемое навечерие (Рождественский сочельник). Оно сви­де­тель­ст­ву­ет об осо­бен­ной ва­ж­но­сти на­сту­па­ю­ще­го тор­же­ст­ва, ибо на­ве­че­рия бы­ва­ют толь­ко пе­ред ва­ж­ней­ши­ми празд­ни­ка­ми. В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорождённому Царю царей. Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесённых волхвами новорождённому Христу.

Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем, в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими». Часы вообще представляют собой службу, которая предназначена для богослужебного прославления священных времён и сроков, соединённых с делом нашего спасения. С литургической точки зрения Царские Часы Рождества Христова составляют одно целое с вечерней этого дня, которая уже является вечерней на сам праздник Рождества, что подчёркивает непрерывность событий священной истории в соответствии с повествованием Евангелия.

В отличие от вседневных и великопостных часов, Царские Часы восходят к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии. Совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 января и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Псалмы для Царских часов не являются псалмами, читающимися за вседневными часами, а они особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

В текущем году Рождество Христово мы будем праздновать в воскресенье, и, согласно предписанию богослужебного Устава, в таком случае Царские часы совершаются в пятницу. Необходимо также отметить, что в этот день Божественной Литургии не бывает.

СЛУЖБА ЦАРСКИХ ЧАСОВ
СЛУЖБА ЦАРСКИХ ЧАСОВ
СЛУЖБА ЦАРСКИХ ЧАСОВ
СЛУЖБА ЦАРСКИХ ЧАСОВ